А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Русская деревня в изображении А И Солженицына (по рассказу «Матренин двор») (вариант 2) - сочинение


Вступая в траурный мир «Матренина двора», невозможно не обратить внимание на то, что действие происходит на «сто восемьдесят четвертом километре от Москвы» и что «Игнатичу хотелось после пережитого попасть в среднюю полосу, затеряться в самой нутряной России». А. Архангельский В. Казак, отвечая на вопросы анкеты «Литературной газеты», писал: «...настоящая проза, как «Матренин двор», пишется сердцем, дает страдание и вдохновение». Безусловно, литературный критик прав в столь высокой оценке этого произведения А.И. Солженицына. Рассказ «Матренин двор» впервые был опубликован 1963 году журналом «Новый мир». Главный редактор «Нового мира» А.Т. Твардовский заменил первоначальное название произведения «Не стоит село без праведника» по цензурным соображениям. В последующие годы А.И. Солженицын не пытался восстановить прежний вариант, так как название «Матренин двор» стало для читателя символом исконной, избяной, самобытной России. Рассказ автобиографичен. Жизнь квартирной хозяйки Матрены Васильевны Захаровой и смерть ее воспроизведены в соответствии с подлинными событиями, а частный эпизод под талантливым пером А.И. Солженицына приобрел характер широкого обобщения и стал поводом к глубокому осмыслению действительности.

События происходят в 1958 году. Желание героя-рассказчика Игнатича учительствовать в какой-нибудь глухомани приводит его на 184-й километр «от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани». Отсидев 10 лет в лагере, рассказчик не выбирал конкретную географическую точку, а «возвращался наугад — просто в Россию». «Мечта о тихом уголке» завела Игнатича в деревню Тальново, территориально входящую в объединение «Торфопродукт». Торфоразработчики вырубили дремучие, непроходимые леса, свели «под корень изрядно гектаров леса», за что председатель колхоза получил Героя Социалистического Труда. Разрушительная деятельность высоко оценена государством, которому нет дела до того, что жители окрестных деревень обречены прозябать без леса, маяться среди торфоразработок.



 
Рассказчик поселился в доме Матрены Васильевны Григорьевой, женщины пожилой, одинокой, больной, но очень доброй и душевно светлой. Игнатичу интересна судьба Матрены, и он подробно рассказывает о своей квартирной хозяйке. Дом у Матрены был высокий, добротный, но «изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота». Внутреннее убранство жилища поражало своей бедностью: мебели почти не было, все уставлено табуретками, «горшками и катками с фикусами». Женщина стеснялась своей бедности, боялась «не утрафить» учителю. Игнатич же с удовольствием встал на постой, даже шуршание огромных полчищ тараканов и писк мышей не раздражали его, так как в этих звуках «не было ничего злого... не было лжи». Матрена относилась к квартиранту с уважением, а Игнатич ценит хозяйку за добрый характер, за неспособность к накопительству, за постоянное желание бежать комулибо на помощь, за особую u1076 деликатность, за отсутствие «бабьего любопытства». Никогда не завидовала Матрена чужому достатку, искренне верила, что «самое верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работы». С утра до вечера женщина помогала то колхозникам, то соседям, то родне. Игнатич видел, что окружающие самым бессовестным образом злоупотребляют бескорыстием Матрены. Но женщина жила по своим нравственным законам: все для людей. Тяжелая доля выпала Матрене: схоронила шестерых детей, муж не вернулся с фронта, государство пенсии не платило. Рассказчик подчеркивает, что жизненные обстоятельства не озлобили женщину. Он любуется ее скромной внешностью, выделяя «улыбку кругловатого лица», простодушное выражение «блекло-голубых глаз». Игнатич убежден в том, что «у тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». В молодости любила Матрена Фаддея, но волею судьбы замуж вышла за его младшего брата Ефима. Фаддей не простил измены, проклял любимую и брата. Матрена все свои чувства и переживания прятала глубоко в душе. Не сразу узнал Игнатич, что, оставшись без детей и мужа, женщина попросила себе на воспитание младшую дочку Фаддея. Киру она воспитывала десять лет и завещала ей «отдельный сруб горницы». Когда воспитанница вышла замуж, Фаддей потребовал, чтобы Матрена отдала наследство еще при жизни. Женщина согласилась. С сыновьями и зятьями старик «яро разбирал» горницу, чтобы «увезти ее с чужого двора». Две недели из-за непогоды нельзя было вывезти бревна. Игнатич в дела Матрены не вмешивался, но за событиями наблюдал. Злополучное наследство рассорило пожилую женщину с сестрами, любимая колченогая кошка Матрены «сбрела со двора». Все предвещало трагедию. Когда грузили бревна на сани, Матрена суетилась, помогала. На железнодорожном переезде сани застряли, а женщина была раздавлена поездом. По мнению Игнатича, проклятье Фаддея через сорок лет настигло Матрену. Имущество ее поделили между собой сестры, подруги и родня Ефима. Игнатич поселился у золовки Матрены, которая говорила о покойной «с презрительным сожалением». Злые слова и суждения не заслонили от Игнатича настоящей сути героини, потому что он сам был человеком глубоким, мудрым, справедливым. Оказавшись в самом центре «кондовой России», увидев жизнь русской деревни, познакомившись с простой русской женщиной, рассказчик пришел к глубоко нравственному выводу: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого... не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Автобиографический герой, Игнатич, конечно же, излагает взгляды на праведничество самого писателя. Жизнь Матрены совсем не похожа на жития святых. Она «скорее была... язычница, брали в ней верх суеверия», но все же дело всякое Матрена начинала «с Богом». В Матрене была внутренняя потребность служить людям, страдать ради других, что роднит героиню Солженицына с праведниками Лескова. Матрена Васильевна похожа и на некрасовскую Матрену Тимофеевну. У женщин разная биография, но общая горькая судьба. Во все времена русские крестьянки были носительницами высоких нравственных качеств. Тяжкий труд на земле формировал жизнестойкие характеры. Но с сожалением замечает Игнатич, что жизнь русской деревни и в годы советской власти не улучшилась. Раньше барин притеснял крестьян, теперь государство заставляет работать за трудодни. Не комментирует герой-рассказчик чудовищное постановление правительства о лишении крестьян личных огородов, но показывает, как губительно это отразилось на судьбах жителей деревни. Выход рассказа «Матренин двор» в начале 60-х годов — это акт гражданского мужества, ведь его критическая направленность очевидна. Писатель показал истинное отношение советской власти к русской деревне. Сам А.И. Солженицын живет убеждением, что «одно слово правды весь мир перетянет». Любовь к людям и правде звучит в рассказе «Матренин двор» и заставляет нас вновь и вновь осмысливать его содержание.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Русская деревня в изображении А И Солженицына (по рассказу «Матренин двор») (вариант 2). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Матрёнин двор > Русская деревня в изображении А И Солженицына (по рассказу «Матренин двор») (вариант 2)
Матрёнин двор

Матрёнин двор


Сочинение на тему Русская деревня в изображении А И Солженицына (по рассказу «Матренин двор») (вариант 2), Матрёнин двор