А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Человек и идея в романе А М Горького "Мать" - сочинение








Роман "Мать" - произведение, созданное на рубеже двух веков, внелегкое и бурное время, стремительно уносящее все старое и дающеежизнь новым идеям, новым общественным течениям, которые овладевалиумами и сердцами. Процесс коренной ломки общественного мировоззрения, развернувшийся в русском обществе в данный период, небезызвестная борьба междуновыми материалистическими и идеалистическими философскими течениями,возникшими на рубеже 19-20 веков, - все это не могла не найти отражения в литературных произведениях этой эпохи. Творчество Горького неявляется здесь исключением. Оно явило собой отклик на события времени,когда менялось само понятие героического, когда протест против существующего строя стал делом каждого здравомыслящего человека. Совершеннодругой вопрос, в каких формах этот протест выражался. Нельзя забывать,что разночинский период освободительного движения в России сменился вэто время пролетарским, развивавшимся преимущественно под воздействиемтеории марксизма, которая, как известно, имеет весьма существенные издержки. Роман "Мать" обнаруживает совершенно четкую позицию автора поотношению к общественным преобразованиям; произведение проникнуто пафосом борьбы за переустройство жизни, что длительное время давало повод для весьма односторонней оценки его в рамках советской идеологии.За "героической борьбой нового поколения революционеров" не замечалиили не хотели замечать живых людей, с их внутренними противоречиями,страданиями, нравственными исканиями. А ведь именно внутренний духовный мир человека интересовал величайших русских писателей, произведения которых признаны классикой мировой литературы. Односторонний подход к данному произведению, навязанный коммунистической идеологией,несомненно, не может удовлетворить человека, считающего себя истиннымзнатоком и ценителем литературы. Вероятно, более целесообразно будет рассматривать это произведение, исследуя духовный мир героев. Так, лучшие чувства, возникающиев сердцах, зовут людей на службу высокой и светлой идее. Но когда этаидея заслоняет собой все остальное, порабощая человека, она глушит вдуше его те самые чувства, которые побудили его к служению ей. Трагичен этот парадокс. И отчетливей всего проявляется он вобразе Павла Власова, который рассматривался до недавнего времени какбезоговорочно положительный. Но именно в нем проявляется сильнее всего"одержимость идеей", именно здесь это явление приобретает наиболееразрушительные формы. Стремление к своей, высокой цели, перерастая вфанатизм, подавляет в душе его такие вечные человеческие чувства, каксыновняя любовь, любовь к дому, к женщине. Жестоко, не по-сыновьи, говорит он матери, что обречен умереть за свою идею, не хочет слушать ееперед демонстрацией. Образ Павла - это образ человека, делающего, хотя и не по злому умыслу, несчастными всех тех, кому он дорог. Особенно это видно изистории его любви. В жизни перед ним постоянно возникает выбор междуидеей и живой душой. И он выбирает идею... Поэтому образ Павла Власоватрагичен. В душе этого человека произошел разлад между самыми глубокими, корневыми, жизненными основами и идеей, целью, поставленной им самим. Героем, несущим в себе духовное начало, в ком сильны лучшиечеловеческие чувства, является, несомненно, Ниловна. Могучая сила еематеринской любви удерживает Павла от полного погружения в фанатическое безумие. Именно в образе матери наиболее органично соединились вера в высокую цель с богатейшим духовным миром. Здесь, безусловно, необходимо отметить глубокую и прочную связь Ниловны с народом, чтовсегда в русской литературе оценивалось как богатство души человека,его близость к истокам, корням национальной культуры. Идея окрыляетНиловну, дает ей подняться, обрести веру в себя, но не перерастает вее сознании в цель для фанатичного служения. Этого не происходит, вероятно, потому, что связь Ниловны с народными корнями очень крепка.Очевидно, именно эта связь определяет внутреннюю стойкость человека.Заметим, что Андрей Находка, соратник Павла, гораздо глубже его в духовном плане. Этот образ также близок к народу, об этом говорит егоотношение к Ниловне: нежность, забота, ласка. У Павла этого нет. Авторпоказывает, сколь опасно для человека отдаляться от народных корней,когда утрачиваются все истинные духовные ценности. Название романа выбрано писателем не случайно. Ведь именномать вечный образ является истинным, человечным, любящим, искреннимобразом.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Человек и идея в романе А М Горького "Мать". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Мать > Человек и идея в романе А М Горького "Мать"
Мать

Мать


Сочинение на тему Человек и идея в романе А М Горького "Мать", Мать