В лирике Маяковского изображается строй мыслей и чувств нового - сочинение
Лирический герой произведения Маяковского - борец за всеобщее счастье. И на какое бы важнейшее событие современности не откликнулся поэт, он всегда оставался глубоко лирическим поэтом и утверждал новое понимание лирики, в котором настроения советского человека сливаются с чувствами всего советского народа. Герои Маяковского - обычные, но в то же время удивительные люди («Рассказ о Кузнецкстрое»). Во время строительства города мужественные люди живут под открытым небом, мерзнут, голодают, впереди у них большие трудности, но губы упрямо шепчут в лад:
...через четыре года
Здесь будет город-сад!.
Лирика Маяковского богата и разнообразна. Немало своих стихов поэт посвятил патриотизму советских людей. Лучшие из них - «Товарищу Нетте - пароходу и человеку»/1926г./ и «Стихи о советском паспорте». Первое стихотворение - воспоминание о советском дипкурьере Теодоре Нетте, героически погибшем при выполнении служебного долга. Вступлением к теме служит встреча Маяковского с пароходом, носящим имя прославленного героя. Но постепенно пароход как бы одушевляется, и перед поэтом возникает образ человека.
Это он - я узнаю его
В блюдечках-очках спасательных кругов.
Здравствуй, Нетте!
Затем следует воспоминание о Нетте, который был другом Маяковского. Эти будничные воспоминания сменяются в центральной части стихотворения описанием героического поступка простого советского человека - «след героя светел и кровав». Рамки стихотворения расширяются: начатое с описания дружеской встречи, оно поднимается до мыслей о Родине, о борьбе за коммунизм. Такие как Нетте не умирают - память о них народ воплощает...в пароходы, в строчки, и в другие долгие дела. Гимном советской Родине звучит и другое лирическое стихотворение
Маяковского - «Стихи о советском паспорте»/1929 г./. Стихотворение начинается с незначительного события - с описания проверки паспортов в железнодорожном вагоне в момент прибытия поезда на границу. И поэт замечает многое: и учтивость чиновника, который «не переставая кланяться», «с почтеньем» берет паспорта американца и англичанина; и его пренебрежение при виде польского паспорта.
И вдруг, как будто ожогом
Рот скривило господину.
Это господин чиновник берет
Мою краснокожую паспортину.
Мирное течение нарушено. «Жандармская каста» готова кинуться на поэта, но в его руках
- «молоткастый, серпастый,
Советский паспорт»,
За ним - страна социализма.
Маяковский горд за свою могучую Родину:
«Читайте, завидуйте,
Я - гражданин Советского Союза!»
Много стихов посвятил
Маяковский и поэзии /»Юбилейное», «Сергею Есенину», «Во весь голос» и др./ Он пишет «о месте поэта в рабочем строю», о значении поэзии для народа, для его борьбы за коммунизм. Поэт подчеркивает ответственность поэта перед советским обществом, поэтому его лирика отличается высокой идейностью и народностью.
Я свое, земное,
Не дожил,
На земле
Свое не долюбил.
В. Маяковский
Жизнь В. В. Маяковского со всеми ее радостями и горестями, болью и отчаянием — в его стихах. Произведения поэта рассказывают нам о жизни поэта, о его любви, о том, когда и какой она была.
В самых ранних стихотворениях («Я», «Любовь», трагедия «Владимир Маяковский») о любви говорится вне связи с личными переживаниями поэта. Но вот вы открываете поэму «Облако в штанах» — и вас сразу охватывает тревожное ощущение большой и страстной любви:
Нежные!
Вы любовь на скрипки лежите.
Любовь на литавры ложит грубый.
А себя, как я, вывернуть не можете,
чтобы были одни сплошные губы!
И дальше с той же трагической силой поэт рассказывает о своей безответной любви, жарким пламенем охватившей его сердце, причинившей ему мучительную, нестерпимую боль:
Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Эта трагическая любовь не выдумана. Поэт настойчиво убеждает нас в правдивости переживаний, описанных в поэме:
Вы думаете, это бредит малярия?
Это было, было в Одессе.
«Приду в четыре»,— сказала Мария.
Восемь. Девять. Десять...
И вот,
Громадный,
Горблюсь в окне,
Плавлю лбом стекло окошенное.
Будет любовь или нет?..
Да! Любовь была, и он горел в ней ярким пламенем. Давид Бурлюк, вместе с Маяковским выступавший в 1914 году в Одессе, в своих воспоминаниях говорит, что первой любовью Маяковского была Мария, которую он встретил в Одессе. Поэт Василий Каменский, бывший вместе с ним в Одессе, рассказывает об этом гораздо подробнее: «Маяковский влюбился здесь в красавицу Марию Александровну... Взволнованный, взметенный вихрем любовных переживаний, после первых свиданий с Марией он влетал к нам в гостиницу этаким праздничным весенним морским ветром и восторженно повторял: „Вот это девушка! Вот это девушка!»«
Василий Каменский же рассказывает о трагическом исходе первой любви Маяковского и о том, что позже, вспоминая, что было в Одессе, поэт с горечью сказал: «Любить нельзя — масса тяжелых неприятностей».
Из других источников известно, что между Маяковским и Марией встало препятствие, одно из тех, которые порождались тогдашней общественной жизнью, социальными условиями, основанными на неравенстве людей, на господстве материальных расчетов или обывательских предрассудков. В поэме этому дано очень краткое объяснение словами самой Марии, но мы почему-то надолго запоминаем эти убийственные строки:
Вошла ты,
Резкая, как «нате!»,
Муча перчатки замш,
Сказала:
«Знаете —
Я выхожу замуж».
Но вот еще что известно: после смерти Маяковского эта женщина (М. А. Щаденко, в девичестве Денисова) создала один из первых скульптурных портретов Маяковского.
Пути любви неисповедимы, и приносит она поэту чаще всего боль и горе. В поэме «Флейта-позвоночник» (1915), как и в «Облаке...», звучит не радость любви, а отчаяние:
Версты улиц взмахами шагов мну.
Куда уйду я, этот ад тая!
Какому небесному Гофману
Выдумалась ты, проклятая?!
И, обращаясь к Богу, поэт требует:
...слышишь!—
Убери проклятую ту,
которую сделал моей любимой!
О том, что поэт не нашел в любви своего счастья, с горечью говорит он и в поэме «Человек»:
Гремят на мне
Наручники, любви тысячелетия...
Любовь предстает здесь в образах,
Выражающих одно лишь страдание:
И только боль моя острей — стою,
огнем обвит, на несгорающем костре немыслимой любви.
В стихах, обращенных к любимой, столько страсти, нежности и вместе с тем сомнений... В них слышится даже протест, даже отрицание любви:
Любовь! Только в моем
Воспаленном мозгу была ты!
Глупой комедии
Остановите ход!
Смотрите —
Срываю игрушки-латы
Я,
Величайший Дон-Кихот!
В начале 1929 года в журнале «Молодая гвардия» появляется стихотворение «Письмо т. Кострову из Парижа о сущности любви»: в сердце поэта родилась новая любовь, «опять в работу пущен сердца выстывший мотор». Это была встреча с Татьяной Яковлевой, и любовь была взаимной.
«Письмо т. Кострову...» и опубликованное много лет спустя «Письмо Татьяне Яковлевой» несут в себе новые настроения, новые интонации. В них уже нет надрыва и тоски. «Письмо т. Кострову...» радостно, проникнуто счастливым ощущением большой, настоящей любви:
...как на свиданье,
Простаивая, прислушиваюсь:
Любовь загудит — человеческая,
Простая...
Вместе с тем это философское произведение, где любовь рассматривается и оценивается не только с личной, но и с общественной точки зрения. К такому глубокому осмыслению любви Маяковский пришел еще в пору работы над поэмой «Про это». Тогда он писал: «Исчерпывает ли для меня любовь все? Все, но только иначе. Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может проявляться во всем... если нет «деятельности», я мертв... Любовь не установишь никакими «должен», никакими «нельзя» — только свободным соревнованием со всем миром».
В самой же поэме он мечтал об огромной, всеохватывающей любви:
Чтоб не было любви — служанки замужеств,
Похоти,
Хлебов. Постели прокляв,
Встав с лежанки,
чтоб всей вселенной шла любовь.
Теперь эта идея возвышенной любви несколько «приземлена», и само определение ее стало конкретнее:
Любить — это с простынь,
Бессонницей рваных, срываться,
Ревнуя к Копернику, его,
А не мужа Марьи Иванны, считая
Своим соперником.
Любовь поэта — это не только личное. Она вдохновляла его на борьбу и творчество, воплощаясь в поэтические шедевры:
Нам любовь
Не рай да кущи, нам любовь
Гудит про то,
Что опять в работу пущен
сердца
Выстывший мотор.
Гордость и ласка звучат в строках «Письма Татьяне Яковлевой»:
Ты одна мне
Ростом вровень, стань же рядом
С бровью брови...
И даже конец стихотворения, в котором чувствуется конфликт, звучит без отчаяния. Здесь лишь обида и уверенность в том, что любовь в конце концов победит:
Ты не думай,
Щурясь просто из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
Иди на перекресток моих больших
И неуклюжих рук. Не хочешь?
Оставайся и зимуй, и это
Оскорбление
На общий счет нанижем. Я все равно
Тебя
Когда-нибудь возьму — одну
Или вдвоем с Парижем.
Маяковский был по складу своего характера лириком. У него было слишком ранимое сердце. Он сам говорил об этом в поэме «Люблю»:
У прочих знаю сердца дом я
Оно в груди — любому известно!
На мне ж с ума сошла анатомия.
Сплошное сердце — гудит повсеместно...
Больше чем можно,
Больше чем надо —
Будто
Поэтовым бредом во сне навис —
Комок сердечный разросся громадой:
Громада любовь,
Громада ненависть...
Эти строки написаны в 1916 году, но и спустя десять — двенадцать лет, до самых последних дней жизни, он жаждал любви.
«У такого человека,— с грустью писала художница Е. А. Лавинская,— не было места, где бы ласковые руки жены или близкого друга освободили его хоть немного от него самого». Он надеялся найти такого друга в Татьяне Яковлевой. Но... увы.
В предсмертном письме, написанном за два дня до рокового выстрела и адресованном «Всем», поэт в последний раз говорит о любви: «В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил...»
Как говорят —
«инцидент исперчен», Любовная лодка
Разбилась о быт. Я с жизнью в расчете,
И не к чему перечень взаимных болей,
Бед
И обид...
Этими словами сказано очень многое о страстной, мятущейся, одинокой душе, о жизни, прекрасной и трагической, и о разбивающем сердца черном слове «быт», за которым просматривается страшная действительность несбывшихся надежд, ведущая к еще более страшному времени тридцать седьмого года.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме В лирике Маяковского изображается строй мыслей и чувств нового. Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Маяковский
> В лирике Маяковского изображается строй мыслей и чувств нового