А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема любви в лирике В В Маяковского (2) - сочинение





Маяковский и любовная лирика. Раньше мне казалось, что эти два понятия несовместимы: ведь при изучении поэзии Маяковского обычно обращают внимание на ее гражданские и философские аспекты. Это определялось желанием представить автора главным поэтом революции. К счастью, за последние годы стало появляться все больше и больше материалов, заставляющих по-новому взглянуть на жизнь и творчество Маяковского.

Настоящим откровением для меня стала любовная лирика Маяковского. Мне кажется, что именно любовная лирика может играть важнейшую роль в осмыслении всего созданного Маяковским. Однако сразу возникает вопрос, как отнестись к многочисленным стихотворным строкам и высказываниям такого рода: "...поэт не тот, кто ходит кучерявым барашком и блеет на лирические любовные темы"; "меланхоли ческая нудь" ("О поэтах"), или: "Бросьте! Забудьте! Плюньте и на рифмы, и на арии, и на розовый куст, и на прочие мерехлюндии из арсеналов искусств..." ("Приказ № 2 армии искусств"). Думается, что в этих и подобных строках речь идет не об отрицании любви и любовной лирики, - это выступление против устаревших форм в искусстве и неискренних, поверхностных отношений, обыденности и пошлости. Такое отрицание любви направлено, как мне кажется, на утверждение любви истинной; вся поэзия Маяковского устремлена к искренним отношениям. Именно поэтому для нее совершенно естественными являются размышления:
Эта тема придет, прикажет:-"Истина"-
Эта тема придет, велит: -"Красота"...
(из поэмы "Про это")

И все-таки возникает вопрос: чем была для Маяковского любовная лирика? "Меланхолической нудью" или зеркалом душевных переживаний? В жизни Маяковского было немало женщин, были и серьезные любовные увлечения, и быстротечные романы, и просто флирт. Но лишь три такие связи оказались достаточно долгими и глубокими, чтобы оставить след в его поэзии. Речь, конечно же, идет о Лиле Брик - героине почти всей лирики поэта; Татьяне Яковлевой, которой посвящены два превосходных стихотворения, и Марии Денисовой, ставшей одним из прототипов Марии "Облака в штанах". Отношения Владимиа Маяковского и Лили Брик были очень непростыми, многие этапы их развития нашли отражение в произведениях поэта; в целом же показательным для этих отношений может быть стихотворение "Лиличка!". Оно написано в 1916 году, но свет впервые увидело с заглавиемпосвящением "Лиличке" только в 1934 году. Сколько любви и нежности к этой женщине таят в себе строки:
...Кроме моря любви твоей,
мне
нету моря,
а у этой любви твоей и плачем не вымолишь отдых. Захочет покоя уставший слон- царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.

Маяковский немало ездил по миру, и поклонницы у него были не только на родине. Юноши грезят любовью без границ, до обожания, до умопомрачения. Маяковский мог так любить, но какая боль и горечь неразделенной любви звучит в строках поэта:
Значит, опять темно и понуро
Сердце возьму, слезами окапав,
нести, как собака, которая в конуру
несет перерезанную поездом лапу.
У меня сложилось такое впечатление, что Маяковский был одиноким человеком. Его не всегда понимали мать и сестра. У него не было друзей, которым он мог бы открыть свою душу. Когда я прочитал(а) воспоминания, обнажившие очень личную сторону взаимоотношений Брик и Маяковского, мне на память пришли строки из поэмы "Флейта-позвоночник":
...А я вместо этого до утра раннего
в ужасе, что тебя любить увели,
метался
и крики в строчки выгранивал,
уже наполовину сумасшедший ювелир.
В карты б играть!
В вино
выполоскать горло сердцу изоханному.
Не надо тебя!
Не хочу!
Все равно
Я знаю,
Я скоро сдохну.

Личное и поэтическое у Маяковского не существуют сами по себе, они тесно переплетены, одно переходит в другое. Подтверждение этой взаимосвязи можно найти и в других произведениях Маяковского: поэмах "Люблю", "Облако в штанах", "Человек", "Про это". После появления поэмы "Про это" Маяковского стали обвинять в "субъективистском погружении в мир индивидуальных чувств и переживаний". Но чем же еще должна заниматься поэзия, как не погружением в "мир индивидуальных чувств"? Пролеткультовские теоретики, влиятельные в начале двадцатых годов, видели в лирике лишь "пережиток буржуазного индивидуалистического искусства". Они утверждали, что их интересует не отдельная личность, а "черты, общие миллионам". Лирика для большинства критиков была лишь передачей настроения, "предварительной, низшей ступенью организации сил коллектива". В этих абстрактных эстетических построениях не было место живой, конкретной личности. Тема любви была задана поэту конкретными событиями его жизни. ... А там, где тундрой мир вылинял, где с северным ветром ведет река торги,- на цепь нацарапаю имя Лилино и цепь исцелую во мраке каторги.

Лили Юрьевна, с первого дня знакомства с Маяковским, стала для него "единственной героиней в жизни и творчестве. "Облако в штанах" носило печатное посвящение ей, хотя вдохновительницей этой поэмы был не она, а другие женщины. Начиная с "Облака", он посвятил Лиле Юрьевне все свои поэмы. Когда в 1928 году вышел первый том его собрания сочинений, посвящение гласило: Л.Ю.Б. - тем самым он посвятил ей все им написанное и до, и после знакомства. И во "Флейте-позвоночнике", и в других стихотворениях 1915-1916 годов, Маяковский восторженно воспевает свою любовь, "имя которой звучит радостнее всех!". Он "поет" ее "накрашенную, рыжую", готовый положить "Сахарой горящую щеку" под ее ногами в пустыне; он дарит ей корону, "а в короне слова мои радугой судорог". Крикнул ему:
"Хорошо!
Уйду!
Хорошо!
Твоя останется.
Тряпок нашей ей,

 
робкие крылья в шелках зажирели б. Смотри, не уплыла б. Камнем на шее навесь жене жемчуга ожерелий! ("Флейта-позвоночник") Не могу не упомянуть еще об одной поэме Маяковского, изданной впервые в Москве в марте 1922 года. Это поэма "Люблю" - светлая поэма В.В. Маяковского, полная любви и жизнерадостности. В ней нет места мрачным настроениям. ... А я ликую. Нет его- ига! От радости себя не помня скакал, индейцем свадебным прыгал- так было весело, было легко мне. 1924 год был переломным в отношениях между Маяковским и Лилей Брик. Намек на это можно найти в стихотворении "Юбилейное", которое было написано к 125-летию со дня рождения Пушкина, 6 июня 1924 года: Я теперь свободен от любви и от плакатов. Шкурой ревности медведь лежит когтист. Сохранилась записка от Л.Брик к Маяковскому, в которой она заявляет, что не испытывает больше прежних чувств к нему, прибавляя: "Мне кажется, что и ты любишь меня много меньше и очень мучиться не будешь". После возвращения Маяковского из Америки в 1925 году характер отношений между ним и Л.Ю. Брик коренным образом изменился. Теперь их связывала глубокая дружба. В начале октября 1928 года Маяковский поехал в Париж, где познакомился с Татьяной Яковлевой. Они сразу влюбились друг в друга. Маяковский написал два стихотворения, посвященных Т.А. Яковлевой: "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви" и "Письмо Татьяне Яковлевой". Это были первые любовные послания (с 1915 года), посвященные не Лиле Юрьевне Брик. Опять в работу пущен сердца выстывший мотор. Стихотворения Т.А. Яковлевой были на самом деле первой светлой любовной лирикой после поэмы "Люблю". Ты не думай, щурясь просто из-под выпрямленных дуг. Иди сюда, иди на перекресток моих больших и неуклюжих рук. Не хочешь? Оставайся и зимуй, И это оскорбление на общий счет нанижем. Я все равно тебя когда-нибудь возьму- Одну или вдвоем с Парижем. Тема любви окрасила дивным светом лучшие произведения Владимира Маяковского, вывела его в первый ряд замечательных русских поэтов ХХ века.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема любви в лирике В В Маяковского (2). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Маяковский > Тема любви в лирике В В Маяковского (2)
Владимир Маяковский

 Владимир  Маяковский


Сочинение на тему Тема любви в лирике В В Маяковского (2), Маяковский