А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
« Покупатель живой человеческой совести Чичиков — подлинный черт подлинный провокатор жизни» (А Белый) - сочинение

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» впервые увидела свет в 1842 году с измененным названием и без «Повести о капитане Копейкине». Цензурное ведомство было возмущено кощунственным названием поэмы, и тогда писатель озаглавил свое творение более мягко: «Похождения Чичикова, или Мертвые души», перенеся главный акцент на аферу главного героя с куплей-продажей умерших ревизских душ. Чичиков — центральный образ поэмы «Мертвых душ», новый тип в истории русской литературы, тип авантюриста-приобретателя. Несмотря на то что он показан человеком безнравственным, Чичиков, по неосуществленной задумке Гоголя, должен был впоследствии очиститься и воскреснуть душой. Имя Чичикова — Павел — выбрано автором не случайно: его можно соотнести с именем святого апостола Павла, который до своего до своего «раскаяния» был один из самых страшных гонителей христианства. Здесь также возникает мотив путешествия и дороги, ведь Павел принял христианство именно в пути (по дороге в Дамаск). Павел Иванович Чичиков приезжает в губернский город N, не произведя вначале особого впечатления на жителей города: «только два русских мужика сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем». Однако предчувствие будущего переполоха возникает у читателя уже в самом начале поэмы. Так, Павел Иванович, выйдя из брички, оглянулся назад и «пошел своей дорогой». Почему же оглядывался Чичиков — может, вспоминал свое детство? Как правило, именно ранние годы определяют сущность человека, его характер, жизненные ценности. Чичиков родился в небогатой дворянской семье, пошел «ни в мать ни в отца, а в проезжего молодца» («ни толст, ни тонок», «господин средней руки»). Привезя сына в город на учебу, отец дал Павлуше чисто практические наставления: «... больше всего угождай учителям и начальникам, с товарищами не водись, не угощай и не потчевай никого, а больше всего береги и копи копейку». Последние слова стали жизненным кредо Чичикова, и всю жизнь он тратит именно на то, чтобы добыть «копейку», реализовать себя именно в сфере материального. Именно это делает Чичикова «мертвой душой»: ни в детстве, ни в юности у него не было друзей, никому не сделал он добра, всю жизнь мечтая о тех преимуществах, которое дают человеку деньги. Ключевое слово биографии героя — «надул». Именно поэтому Чичиков превращается в «черта» и «провокатора жизни». «Надул» — так характеризуют поступки Чичикова люди, чьи ожидания были обмануты нашим героем. Например, учитель более всего ценил в учениках «примерное поведение и благонадежное прилежание». Чичиков, не имея больших способностей к наукам, вел себя идеально — и заслужил не только любовь учителя, но и книгу «с золотыми буквами». Судьба учителя сложилась трагически, он оказался «на дне жизни», и помогли ему, собрав деньги и продав даже многое нужное, именно те ученики, которых он не любил — «умники и остряки». Павлуша же «надул» учителя, отделавшись пятаком. Вообще, наиболее характерная черта Чичикова заключается в том, что для достижения цели герой не гнушается никакими средствами. Суровость повытчика, у которого была некрасивая дочь, оказалась сломлена показным желанием Чичикова жениться на бедной девушке. Чичиков стал вхож в семью, называл повытчика «папенькой», но, добившись своего — повышения по службе, — «надул» своего благодетеля. Чичиков удивительно жизнеспособен. Когда рушатся его честолюбивые замыслы (выгодное участие в комиссии капитального строения, служба в таможне), герой принимает удары судьбы достойно и сдержанно: «Зацепил — поволок, сорвалось — не спрашивай. Плачем горю не пособить, нужно дело делать». Вновь и вновь все в жизни героя начинается сначала.

Для характеристики образа Чичикова важно замечание Гоголя о том, что в герое нет «скряжничества и скупости». Иные побуждения были у Чичикова: копить копейку не с целью накопления, а во имя «жизни во всех довольствах», с экипажами, домом, вкусными обедами. Именно это желание в очередной раз отправляет Чичикова в дорогу. Он задумал скупить по дешевке мертвые души, числившиеся живыми по ревизской сказке, заложить их в Опекунский совет и получить деньги — способ почти законный, если слово почти может сочетаться со словом законный. Но таков внутренний u1084 мир героя: копейка для него важнее законов, важнее самой чести, — так Чичиков превращается в «покупателя живой человеческой совести».





 
Приехав в губернский город N, Чичиков собирает сведения обо всех чиновниках, от губернатора до почтмейстера. Тут проявляется главная особенность характера Чичикова. Он всегда подстраивается под характер собеседника. Чичиков посещает систематически всех городских чиновников, он «явился даже засвидетельствовать почтение инспектору врачебной управы и городскому архитектору». Для каждого Чичиков нашел комплимент. Результатом стало то, что «губернатор сделал ему приглашение пожаловать к нему того же дня на домашнюю вечеринку, прочие чиновники тоже со своей стороны, кто на обед, кто на бостончик, кто на чашку чаю». Авторитет Чичикова стремительно растет. Впоследствии он найдет с каждым помещиком общий язык, неосознанно копируя манеру поведения и разговора. Так, например, с Маниловым Чичиков ведет себя любезно до приторности. «Зеркальное» отражение Чичиковым поведения собеседника проявляется и в том, что герои, желая пропустить друг друга в дверь, застревают в проеме. С Коробочкой же Чичиков прост: он покрикивает на помещицу, стучит кулаком по столу и позволяет себе помянуть черта. Не уступает в споре Ноздреву и даже собирается с ним драться, спорит о ценах на души с Собакевичем. Завершив оформление купчей, Чичиков становится «миллионщиком», то есть человеком, за которого дамы города N не прочь были бы выйти замуж. Неожиданно Гоголь намекает читателю на возможность проявления живой души в своем герое. На балу Чичиков встречает дочку губернатора, в которую влюбляется. Значит, все-таки есть еще что-то живое в Чичикове.... Он впервые теряется, чувствует какую-то неловкость, забывает о манерах, о стиле поведения и общения. Это вызывает настоящее негодование дам! А тут, как назло, появляется Ноздрев, да и Коробочка подливает масла в огонь. Слухи, подозрения вынуждают Чичикова покинуть провинциальный город: «Вот уже и мостовая кончилась, и шлагбаум, и город назади, и ничего нет, и опять в дороге». Чичиков снова в пути: «сорвалось — не спрашивай...». Чичиков — вечный тип, вечный герой русской художественной литературы. Вероятно, и сейчас по бескрайним просторам России бродят новые чичиковы, надувают новых маниловых, коробочек, собакевичей. Несмотря на то что финал первого тома звучит жизнеутверждающе, порою мне кажется, что никогда России не выбраться из замкнутого круга лжи, делячества и невежества, никогда не избавиться нам от «покупателей живой человеческой совести»...





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме « Покупатель живой человеческой совести Чичиков — подлинный черт подлинный провокатор жизни» (А Белый). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Мертвые души > « Покупатель живой человеческой совести Чичиков — подлинный черт подлинный провокатор жизни» (А Белый)
Мертвые души

Мертвые души


Сочинение на тему « Покупатель живой человеческой совести Чичиков — подлинный черт подлинный провокатор жизни» (А Белый), Мертвые души