А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Авторская позиция и способы ее выражения в поэме Н В Гоголя «Мертвые души» - сочинение


На уроках литературы я познакомипась с поэмой Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души». «Все события мира должны быть, тесно связаны между собою», — писал Гоголь в статье «О преподавании всеобщей истории». Он делал вывод относительно характера изображений этих событий: «...Должно развить его во всем пространстве, вывести наружу все тайные причины его явления и показать, каким образом следствия от чего, как широкие ветви, распростираются по грядущим векам, более и более разветвляются на едва заметные отпрыски, слабеют и, наконец, совершенно исчезают...» В этой статье Н. В. Гоголь точно определил задачи историка, ученого.

Композиция первого тома этого произведения довольно проста. В первой главе Чичиков знакомится с губернским городом NN, во второй и последующих четырёх — наносит визиты помещикам, в седьмой-десятой главах занят оформлением купчей. Заключительная глава посвящена его жизнеописанию. Все одиннадцать глав объединены одним общим героем. В поэме есть фокус изображения. Им является помещичья Русь, крепостническая Россия. Её главные герои — помещики-крепостники, первое сословие Российского государства, основа самодержавно-крепостнического строя. И в первую очередь против них Гоголь направляет свои стрелы. Все пять помещиков выступают по отношению к Чичикову как торговцы мёртвыми душами. Уже это обстоятельство (торговля несуществующим «товаром») ставит их в комическое положение. Но главный источник комизма не в этом, а в том, что мёртвыми торгуют «мёртвые» лкди, утратившие человеческие качества, внутренне опустошённые, превратившиеся в мертвецов, носителей опасных для общества «болезней». Мечтательно-праздный Манилов, прикрывающий сахарной улыбкой и приятным обращением отсутствие всякого характера, давно утратил интерес к жизни, к подвластным ему людям... «От него не дождёшься никакого живого или хоть заносчивого слова... У Манилова ничего не было». Столь же далеки от нормальной человеческой природы и живого участия к жизни «дубинноголовая» Коробочка и буян Ноздрёв, «кулик» Собакевич и «окаменевший» Плюшкин. 

Показывая нарастающее от персонажа к персонажу омертвение «хозяев жизни», Гоголь использует различные способы выявления их индивидуального своеобразия. Каждый из них неотделим от материальной предметной среды, в которой живёт, по-своему реагирует на предложение Чичикова купить мёртвые души и затем по-особому оказывает ему гостеприимство. Портретные характеристики довершают пошлость «холодных, раздробленных» характеров. В замысел «Мёртвых душ» не входили задачи изображения России народной в объёме России помещичьей. Но в лирических отступлениях, раздумьях писателя о судьбах народа слышится голос великого гуманиста, его грустная, несущаяся «по всему миру земли русской» песня. С большой теплотой и сердечностью описывает Гоголь в седьмой главе образы умерших крестьян и тех беглых, что на воле или невесть где, — Степана Пробки, Максима Телятникова, Абакума Фырова и других, их богатырскую мощь, душевный размах, сноровку. 

Гоголь назвал отступления «лирическими воззваниями к России» и её народу, они во многом определили жанр и в целом характер повествования. Гоголь назвал своё произведение поэмой, занимающей промежуточное место между романом и эпопеей: по всеохватности изображения оно уступало эпопее, но по социальному уровню превосходило роман. Лирический монолог о России органически сочетается в нём с критикой существующего строя. Гоголь дорожил входящей в десятую главу повестью о капитане Копейкине, подвергнувшейся при первом издании поэмы серьёзным цензурным искажениям. Насыщенная острой критикой правительственных верхов, она позволяла расширить границы «частных явлений» и целого произведения. Но высшее открытие Гоголя — это создание буржуазного предпринимателя Чичикова. Писатель угадывал Чичикова наперёд, выявляя в его характере то, что есть, и то, чему суждено случиться. Его образ более символичен, чем все остальные в поэме, так как он носитель новых общественных идей, которые ещё витали в воздухе, но уже наводили страх на защитников старых порядков. Благодаря этому Чичиков воспринимается как реальность особого рода. «Мёртвые души» восприняты мной как суровый приговор крепостнической действительности. Это русское, национальное творение, необъятно художественное по выполнению, по характеру действующих лиц и подробностям русского быта.

 
Все гоголевские помещики — характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. Но при всем их внешнем разнообразии суть остается неизменной: владея живыми душами, сами они давно превратились в души мертвые. Истинных движений живой души мы не видим ни в пустом мечтателе, ни в крепколобой хозяйке, ни в «жизнерадостном хаме», ни в похожем на медведя помещике. Все это лишь видимость с полным отсутствием духовного содержания, поэтому эти герои и смешны. Убеждая читателя, что его помещики не исключительны, а типичны, писатель называет и других дворян, характеризуя их даже фамилиями: Свиньин, Трепакин. Причину омертвения души человека Гоголь показывает на примере формирования характера главного героя — Чичикова. Безрадостное детство, лишенное родительской любви и ласки, служба и пример чиновников-взяточников — эти факторы сформировали подлеца, который таков, как все ею окружение. Но он оказался более жаден в стремлении к приобретательству, чем Коробочка, черствее Собакевича и наглее Ноздрева в средствах обогащения. В заключительной главе, восполняющей биографию Чичикова, происходит окончательное его разоблачение как ловкого хищника, приобретателя и предпринимателя буржуазного склада, цивилизованного подлеца, хозяина жизни. Но Чичиков, отличаясь от помещиков предприимчивостью, тоже «мертвая» душа. Ему недоступна «блистающая радость» жизни. Счастье «порядочного человека» Чичикова основано на деньгах, расчет вытеснил из него все человеческие чувства и сделал его «мертвой» душой.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Авторская позиция и способы ее выражения в поэме Н В Гоголя «Мертвые души». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Мертвые души > Авторская позиция и способы ее выражения в поэме Н В Гоголя «Мертвые души»
Мертвые души

Мертвые души


Сочинение на тему Авторская позиция и способы ее выражения в поэме Н В Гоголя «Мертвые души», Мертвые души