А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ДУШИ "МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ" В ПОЭМЕ Н В ГОГОЛЯ - сочинение

	Объясняя замысел "Мертвых душ", Гоголь писал, что образы поэмы "ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив в них собранычерты тех, которые считают себя лучше других"."Мертвые души" это представители господствовавших в то времяобщественных слоев. Поэма построена как похождение "приобретателя"Чичикова, покупающего мертвые фактически, но живые юридически,т.е. не вычеркнутые из ревизских списков, души.Центральное место в первом томе занимают пять "портретных" глав (совторой по шестую). Эти главы, построенные по одинаковому плану,показывают, как на почве крепостничества складывались разные типыкрепостников и как крепостное право в 20-30-х годах XIX века, в связис ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс кэкономическому упадку. Гоголь дает эти главы В определенномпорядке. Бесхозяйственного помещика Манилова (2 глава) сменяетмелочная Коробочка (3 глава), безалаберного прожигателя жизниНоздрева (4 глава) прижимистый Собакевич (5 глава). Завершает этугалерею помещиков Плюшкин скряга, доведший свое имение икрестьян до полного разорения.С большой выразительностью в "портретных" главах дана картинаупадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в миресвоих грез, Манилова, к "дубинноголовой" Коробочке, от нее кбесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздреву, далее коскотинившемуся кулаку "прорехе на человечестве" Плюшкинуведет нас Гоголь, показывая все большее моральное падение иразложение представителей помещичьего мира.Поэма превращается в гениальное обличение крепостничества, тогокласса, который является вершителем судеб государства. Галереяпортретов помещиков открывается образом Манилова. "На взгляд онбыл человек видный; черты лица его не были лишены приятности, но вэту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах иоборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства.Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами". Раньшеон"служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим иобразованнейшим офицером". Живя в поместье, он "иногда приезжает вгород... чтобы увидеться с образованнейшими людьми".На фоне обитателей города и поместий он кажется "весьмаобходительным и учтивым помещиком", на котором лежит какой-тоотпечаток "полупросвещенной" среды. Однако, раскрывая внутреннийоблик Манилова, его характер, рассказывая о его отношении кхозяйству и времяпровождении, рисуя прием Маниловым Чичикова,Гоголь показывает полнейшую пустоту и никчемность этого"существователя".Писатель подчеркивает в характере Манилова его никчемность ислащавую, бессмысленную мечтательность. У Манилова не былоникаких живых интересов. Он не занимался хозяйством, передоверивего приказчику. Он даже не знал, умирали ли у него крестьяне современи последней ревизии. Вместо тенистого сада, обычноокружавшего барский дом, у Манилова "только пять-шесть берез..." сжидкими вершинами.Свою жизнь Манилов проводит в праздности. Он отошел от всякоготруда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга,заложенная все на той же 14-ой странице. Свое безделье Маниловскрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными "прожектами"(проектами), вроде постройки подземного хода дома, каменного мостачерез пруд.Вместо настоящего чувствау Манилова "приятная улыбка", вместомысли какие-то бессвязные, глупые рассуждения, вместодеятельности пустые мечты.Другим представителем "мертвых душ" в поэме мы назовем Плюшкина.Это "прореха на человечестве". Все человеческое умерло в нем, вполном смысле это мертвая душа. К такому выводу ведет нас Гоголь,развивая и углубляя тему духовной гибели человека.Деревенские избы села Плюшкина имеют вид "особенной ветхости",барский дом выглядит "инвалидом", бревенчатая мостовая пришла внегодность. А каков хозяин? На фоне жалкой деревушки передЧичиковым предстала странная фигура: не то мужик, не то баба, в"неопределенном платье, похожем на женский капот", таком рваном,замасленном и заношенном, что "если бы Чичиков встретил его, такпринаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал быему медный грош".Но не нищий стоял перед Чичиковым, а богатый помещик, владелецтысячи душ, у которого кладовые, амбары и сушильни полны быливсякого добра. Однако все это добро гнило, портилось, превращалось втруху. Отношения Плюшкина к покупщикам, его хождения по селу засбором всякой дряни, знаменитые кучи хлама на его столе и на бюровыразительно говорят о том, как скряжничество приводит Плюшкина кбессмысленному накопительству, приносящему его хозяйству одноразорение. Все пришло в полный упадок, крестьяне "мрут, как мухи",десятками числятся в бегах. Бессмысленная скупость, царящая в душеПлюшкина, порождает в нем подозрительность к людям, недоверие ивраждебность ко всему окружающему, жестокость и несправедливостьпо отношению к крепостным.У Плюшкина нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещидля него дороже людей, в которых он видит только мошенников иворов."И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!" восклицает Гоголь.Вся галерея образов, данная в первом томе "Мертвых душ", убедительнораскрывает внутреннее убожество и косный, затхлый видкрепостников-душевладельцев. Герои Гоголя не Онегины иПечорины, а то поместное дворянство, которое представлено на балу уЛариных."Мертвым душам" поэмы противопоставлены "живые" народталантливый, трудолюбивый, многострадальный.С глубоким чувством патриота и верой в великое будущее своего народапишет о нем Гоголь. Он видел бесправие крестьянства, егоприниженное положение и то отупение и одичание, которые явилисьрезультатом крепостного права. Таковы дядя Митяй и дядя Миняй,крепостная девочка Пелагея, не отличавшая, где право, а где лево,плюшкинские Прошка и Мавра, забитые до крайности.Но и в этой социальной подавленности Гоголь видел живую душу"бойкого народа" и расторопность ярославского мужика. Он свосхищением и любовью говорит о способности народа, смелости иудали, выносливости и жажде свободы.Крепостной богатырь, плотник Пробка "в гвардию годился бы". Онисходил с топором за поясом и сапогами на плечах все губернии.Каретник Михей создавал экипажи необыкновенной прочности икрасоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме.Талантливый сапожник Максим Телятников "что шилом кольнет, тои сапоги, что сапоги, то и спасибо". А Еремей Сорокоплехин "одногооброку приносил по пятьсот рублей!".Вот беглый крепостной Плюшкина Абакум Фыров. Не вьщержала егодуша гнета неволи, потянуло его на широкий волжский простор, он"гуляет шумно и весело на хлебной пристани, подрядившись скупцами".Но нелегко ему ходить с бурлаками, "таща лямку под однубесконечную, как Русь, песню". В песнях бурлаков Гоголь слышалвыражение тоски и стремление народа к другой жизни, к прекрасномубудущему.Горячая вера в скрытые до времени, но необъятные силы всего народа,любовь к родине, позволили Гоголю гениально предвидеть ее великоебудущее.







Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ДУШИ "МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ" В ПОЭМЕ Н В ГОГОЛЯ. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Мертвые души > ДУШИ "МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ" В ПОЭМЕ Н В ГОГОЛЯ
Мертвые души

Мертвые души


Сочинение на тему ДУШИ "МЕРТВЫЕ И ЖИВЫЕ" В ПОЭМЕ Н В ГОГОЛЯ, Мертвые души