А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Манилов и Собакевич в поэме Н В Гоголя «Мертвые души» - сочинение


Среди великих русских писателей середины девятнадцатого века Н.В. Гоголь занимает одно из первых мест как достойный преемник традиций русского реализма, как один из основоположников нового направления творческого метода реализма — критического реализма, сыгравший огромную роль в развитии русской национальной литературы. Первый том самого большого произведения Н.В. Гоголя — поэмы «Мертвые души» — вышел в свет в мае 1842 года. Автор так писал о своем произведении: «Мне хочется показать хотя с одного боку всю Русь». Он посвятил работе над поэмой шесть лет жизни, думал, что она будет состоять из трех томов, поэтому и сообщал В.А. Жуковскому: «Огромно велико мое творение, и не скоро конец его». «Мертвые души» — это лироэпическая поэма, в которой явилась вся Русь с ее добром и злом, все социальные слои населения России представлены в ней. Путем сатирического изображения морального и хозяйственного распада мира «хозяев» жизни — поместных дворян — Н.В. Гоголь показывает отсталость самодержавно-крепостнической России.

Первый том поэмы состоит из одиннадцати глав. В пяти из них автор последовательно знакомит читателей с помещиками-крепостниками (Маниловым, Коробочкой, Ноздревым, Собакевичем и Плюшкиным). В каждом новом образе раскрывается все большая степень духовного ничтожества, морального падения, пошлость «хозяев жизни». Все главы, посвященные изображению образов помещиков, писались по единому плану: портрет героя, окружающая обстановка, его занятия, угощение, которое он предлагает гостю, отношение к предложению о продаже мертвых душ. Принцип создания каждого образа помещика основан на резком выделении ведущей черты в характере героя с последующим раскрытием других сторон в свете основной. Гоголь показывает все возрастающую силу пошлости героев поэмы (от Манилова до Плюшкина и Чичикова). Первым в этой галерее «мертвых душ» изображен Манилов. Его основная черта — это то, что он, по определению автора, — «ни рыба ни мясо, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Манилов — помещик среднего достатка. Рисуя его портрет, Н.В. Гоголь отмечает: «На взгляд он был человек видный, черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару...» Впоследствии мы поймем, что такой портрет был дан ему не случайно. Бездумное, праздное существование, слащавая чувствительность — основные черты характера Манилова, которые определяют весь образ его жизни. В его усадьбе царит бесхозяйственность: господский дом стоит на «юру, открытый всем ветрам, каким только вздумается подуть», а рядом находится «жиденький» парк с заросшей тиной прудом. В доме Манилова также нет никакого порядка: в «голубенькой комнате» рядом с красивыми креслами, обитыми английским ситцем, стоят два, обитые простой рогожей. Во время обеда стол освещает красивый серебряный подсвечник, а в пару ему ставят «медного заплывшего салом хромого инвалида». Манилов почти ничего не делает, даже хозяйством не занимается, так как он все предоставил управляющему. Сам герой все больше размышляет. В его саду есть даже покосившаяся беседка с надписью: «Храм уединенного размышления». Правда, размышления его носят характер беспочвенной мечтательности. Он, например, хотел бы, чтобы через пруд (!) в его имении построили мост, на котором располагались бы лавки, где сидели бы купцы и торговали бы нужным для крестьян товаром. Общественно-политическими вопросами, искусствами и науками он так же, как и хозяйством, не интересуется и не занимается. Он даже ничего не читает. Как иронически отмечает писатель, «в его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал». Главное его увлечение — это собирание и курение трубок. Красивые кучки трубочного пепла, симметрично расставленные на подоконнике, — вот следы его «деятельности». Любезен этот герой до приторности. Он сам приглашает Чичикова погостить, принимает его с необыкновенным рвением и угодливостью (вспомним сцену прохождения в двери или его слова «майский день, именины сердца» по поводу приезда к нему Павла Ивановича). В просьбе Чичикова Манилов совершенно ничего не понял: что это за мертвые души и для чего они нужны, да и не знает он, сколько крестьян у него умерло от одной ревизской сказки до другой. На всякий случай он осведомляется, насколько законна продажа мертвых душ. Правда, делает это так деликатно, что сразу его вопрос и не очень поймешь («Не будет ли сия негоция противоречить гражданским установлениям и дальнейшим видам России?»). Услышав уверения в полной законности этого мероприятия, он с радостью соглашается подписать купчую, чтобы доставить удовольствие приятелю. Он даже берет все издержки по купчей на себя.



 
После выхода поэмы Н.В. Гоголя в свет слово «маниловщина» стало понятием нарицательным. Оно означает оторванность от жизни, пустое прожектерство, слащавую сентиментальность. Совсем другой тип характера представляет Собакевич. Это новая характерная фигура помещика сороковых u1075 годов девятнадцатого века. Внешне он напоминает медведя: «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему показался весьма похожим на средней величины медведя...», его даже зовут Михаилом. Имение его, в отличие от маниловского, находится в прекрасном состоянии: избы крестьян, службы в поместье построены на сто лет. Дом Собакевича также строили на века, но красоты и изящества в этой постройке нет. Основательность, фундаментальность во всем — вот идеал Собакевича. Даже на гравюрах, украшающих стены столовой и гостиной в его доме, изображены какие-то безобразно громадные фигуры. Главное в жизни, по мнению Собакевича, — это забота о собственной персоне. Обед, ужин — священнодействие. Блюда, которыми угощает Собакевич Чичикова, настолько тяжелы для желудка, что, когда обед кончился, «Чичиков почувствовал в себе тяжести на целый пуд больше...». Собакевич прекрасно разбирается в любом практическом деле. Когда Чичиков издалека начинает свое предложение о продаже мертвых душ, то Собакевич прерывает его вопросом: «Вам нужно мертвых душ?» За каждую мертвую душу он просит с Чичикова как за живую, зная не только имена и прозвища умерших крестьян, но и нахваливая свой «товар», ничуть не смущаясь тем, что они уже умерли. При окончательной продаже он даже сумел обмануть Павла Ивановича, подсунув ему вместо мужской души девицу Елизавету Воробей. Всех людей этот помещик считает дураками или негодяями. Ни одно человеческое чувство не находило места в его душе, «которая у него была, но не там, где следует, а где-то за горами и так закрыта его толстой кожей, что все, что ни ворочалось на ее дне, не производило решительно никакого потрясения на ее поверхности». Собакевич представляет собой новый тип помещика-крепостника в том отношении, что он заботится о своих крестьянах, отпускает их на оброк, но не потому, что видит в этом пользу для них, а только для собственной выгоды, так как, по мнению автора, «уж кто кулак, тому не разогнуться в ладонь». Несмотря на все отличия Манилова и Собакевича, u1053 Н.В. Гоголь рисует эти образы в поэме «Мертвые души» резко сатирически. По его мнению, они имеют много общего: ведут паразитический образ жизни, крепостники, то есть торгуют живыми людьми, равнодушны к интересам своего государства, невежественны, следовательно, заслуживают названия истинных «мертвых душ».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Манилов и Собакевич в поэме Н В Гоголя «Мертвые души». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Мертвые души > Манилов и Собакевич в поэме Н В Гоголя «Мертвые души»
Мертвые души

Мертвые души


Сочинение на тему Манилов и Собакевич в поэме Н В Гоголя «Мертвые души», Мертвые души