А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Образы помещиков в поэме Н В Гоголя «Мертвые души» - сочинение



Среди великих русских писателей середины XIX века Н. В. Гоголь занимает одно из первых мест как достойный преемник традиций русского реализма, как основоположник нового направления критического реализма, сыгравший огромную роль в развитии русской национальной литературы и театра.
Первый том самого большого произведения Гоголя – поэмы «Мертвые души» – вышел в свет в мае 1842 года. Гоголь писал о «Мертвых душах»: «Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь». Он посвятил работе над поэмой шесть лет жизни. «Огромно, велико мое творение, и не скоро конец ему», – писал Гоголь Жуковскому.
«Мертвые души» – это лиро эпическая поэма, поэмой назвал ее сам автор. Вся Русь с ее добром и злом явилась в поэме, все социальные слои населения России представлены в ней. Наряду с этим в поэме есть лирические отступления, в которых воспевается величие и сила России, красота и ум ее народа, в которых автор касается самых острых вопросов, волновавших в то время передовых людей.
Путем сатирического изображения морального и хозяйственного распада мира «хозяев жизни» – дворян и помещиков – Гоголь показывает отсталость самодержавно крепостнической России.
Первый том состоит из 11 глав. Гоголь последовательно знакомит читателей с помещиками крепостниками. Порядок повествования не случаен. В каждом новом образе раскрывается все большая степень духовного ничтожества, морального падения, пошлость «хозяев жизни». Все образы помещиков писались по единому плану: портрет, окружающая обстановка, их занятия, угощение, которое они предлагают гостю, их отношение к покупке мертвых душ. Композиция образа основана на резком выделении ведущей черты в герое с последующим раскрытием других сторон характера в свете основной черты. Гоголь показывает все возрастающую силу пошлости героев поэмы (от Манилова до Плюшкина и Чичикова).
Первым в этой галерее «мертвых душ» стоит Манилов, Его основная черта – это то, что он, по определению Гоголя – «ни рыба ни мясо, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Манилов – помещик среднего достатка. «На взгляд он был человек видный, черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было переложено сахару…» Бездумное, праздное существование, слащавая чувствительность – основные черты Манилова. В его усадьбе царит бесхозяйственность: господский дом стоит на юру, открытый всем ветрам, его окружает жиденький парк с заросшей тиной прудом. В доме Манилова также царят бесхозяйственность: рядом с красивыми креслами стоят два, обитые простой рогожей. Манилов говорит чрезвычайно мало, а больше размышляет. В его саду есть даже покосившаяся беседка с надписью: «Храм уединенного размышления». Правда размышления его носят характер беспочвенной мечтательности о чем то несбыточном. Он ничего не читает: «в его кабинете всегда лежала какая то книжка, заложенная на 14 странице, которую он постоянно читал». Красивые кучки табака и золы, набор трубок – вот следы его «деятельности». Любезен этот герой до приторности и угощает Чичикова с необыкновенным рвением и угодливостью. В просьбе Чичикова Манилов совершенно ничего не понял, что это за мертвые души и зачем они нужны. Он с радостью соглашается подписать купчую, чтобы доставить удовольствие приятелю. После выхода романа Гоголя в свет слово «маниловщина» стало понятием нарицательным. Оно означает оторванность от жизни, пустое прожектерство, слащавую сентиментальность.

 
Дождь и плохие дороги приводят Чичикова к помещице Коробочке. Небогатая помещица Коробочка – «женщина пожилых лет, одна из тех матушек, небогатых помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок…» В противоположность Манилову Коробочка – хорошая хозяйка, но ее заботит только свое хозяйство, все, что находится за его пределами, ей чуждо и непонятно. Смысл ее жизни заключается в накоплении денег, которые она сортирует и раскладывает в мешочки. Угощает Коробочка Чичикова очень обильно. Все, чем она угощает Чичикова, – плоды трудов ее крепостных. К покупке мертвых душ она относится с недоверием, но лишь потому, что боится продешевить. Коробочка глупа, Чичиков называет ее «дубинноголовой», «глупой старухой». О мертвых душах она спрашивает: «А может, в хозяйстве как нибудь, по случаю, понадобятся?» К числу живых мертвецов относится и помещик Ноздрев. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами, с черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком». Ноздрев – человек буйного нрава, очень несдержанный. Он совершенно не заботится о своих крепостных и хозяйстве, зато псарня у него в абсолютном порядке. Ноздрев – лгун, хват, нелепый фантазер, Гоголь пишет о нем: «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории». Он обирает крестьян, а деньги, которые добыты их тяжелым подневольным трудом, он легко и быстро растрачивает на попойки и кутежи. Обед, которым он угощает Чичикова, приготовлен кое как, зато большое внимание уделено винам. Ноздрев не соглашается продавать мертвые души, а предлагает Чичикову меняться. Получив отказ, он предлагает сыграть в шашки, плутует и обвиняет в этом Чичикова. Только что признававшийся в вечной дружбе Ноздрев побил бы Чичикова, если бы того не спасло появление судейского чиновника. Образ Ноздрева дан всесторонне. Подчеркивая его типичность, Гоголь писал: «Ноздревы еще долго не выведутся из мира, они всюду видны между нами». Собакевич представляет собой новую характерную фигуру помещика 40 х годов XIX века. Внешне он напоминает медведя: «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя…» Имение его находится в прекрасном состоянии: избы крестьян, службы в поместье построены на сто лет. Дом Собакевича также строили на века, но красоты и изящества в этой постройке нет. Основательность, фундаментальность во всем – вот идеал Собакевича. Даже на гравюрах, украшающих стены столовой и гостиной в его доме, изображены какие то безобразно громадные фигуры. Главное в жизни, по мнению Собакевича, – забота о собственной персоне. Обед, ужин – священнодействие. Блюда, которыми угощает Собакевич Чичикова, настолько тяжелы для пищеварения, что когда обед кончился, «Чичиков почувствовал в себе тяжести на целый пуд больше…». Собакевич прекрасно разбирается в любом практическом деле. Когда Чичиков начинает беседу издалека, то Собакевич прерывает его вопросом: «Вам нужно мертвых душ?» Всех людей этот помещик считает или дураками, или негодяями. Ни одно человеческое чувство не находило места в его душе, «которая у него была, но не там, где следует, а где то за горами и так закрыта его толстой кожей, что все, что ни ворочалось на ее дне, не производило решительно никакого потрясения на ее поверхности». Собакевич представляет собой новый тип помещика крепостника в том отношении, что он заботится о своих крестьянах, отпускает их на оброк, но не потому, что видит в этом пользу для них, а только для собственной выгоды. Собакевичи – опора помещичьей России. Галерею образов помещиков замыкает Плюшкин. Он, как и остальные помещики, – порождение крепостнического строя. Плюшкин одержим одной страстью – скаредностью, скупостью, которая превратила его в «прореху на человечестве». Внешний вид скряги Плюшкина поражает Чичикова, которому «случалось видеть немало всякого рода людей». Жажда стяжательства заставляет Плюшкина собирать на улице всякую дрянь, которую он складывал в кучу. В его доме царит страшное запустение и беспорядок, и «никак нельзя было сказать, что в комнате сей обитало живое существо». Жадность Плюшкина привела к гибели плодов человеческого труда – продуктов, произведенных его крепостными. Сам хозяин этого добра стал человеконенавистником. В его образе ярче всего проявилась черта всех помещиков – плохое отношение к крепостным. Он не считает их за людей. Несмотря на полуголодное существование своих крепостных, он говорит, что «народ от праздности завел привычку трескать», его крестьяне «мрут как мухи». Он с радостью соглашается продать мертвые души, приносящие один только убыток, тем более что Чичиков принимает все издержки купчей на себя. В образе Плюшкина Гоголь довел до логического завершения те отвратительные черты, которые он показывал и постепенно усиливал в каждом из образов помещиков. Плюшкин – это итог разложения всех помещиков крепостников. «И до такой ничтожности, мелочности и гадости мог снизойти человек!» – восклицает Гоголь. В изображении помещиков Гоголь подчеркивает, что они люди без интересов и без цели живущие, люди бесполезные для общества, эксплуатирующие своих крепостных, люди без всяких моральных устоев и нравственных правил. В образах помещиков отразились общечеловеческие пороки, имена их стали нарицательными, они поистине «мертвые души» для общественной жизни государства.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Образы помещиков в поэме Н В Гоголя «Мертвые души». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Мертвые души > Образы помещиков в поэме Н В Гоголя «Мертвые души»
Мертвые души

Мертвые души


Сочинение на тему Образы помещиков в поэме Н В Гоголя «Мертвые души», Мертвые души