А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Образ одного из помещиков в поэме «Мертвые души» - сочинение




Эту тему мне бы хотелось раскрыть на примере характера Манилова. Манилов интересен нам потому, что это первый помещик, который открывает своеобразную галерею портретов «мертвых душ». Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» уделяет особое внимание описанию помещиков, причем автор расположил своих героев в строго продуманном порядке: расточительного мечтателя Манилова сменяет бережливая Коробочка; ей противопоставлен разорившийся помещик, пройдоха Ноздрев; затем Собакевич и последний из крепостников — это Плюшкин, воплощающий крайнюю степень нравственного оскудения помещичьего класса. Манилов в поэме предстает как бесплодный мечтатель. Бесхозяйственность помещика становится очевидной при первом взгляде на его усадьбу: все безжизненно, жалко, пусто. Иронически обыграно Гоголем и само название деревни: «Маниловка немногих могла заманить своим местоположением»: дом помещика по какому-то нелепому плану был возведен на холме и открыт всем ветрам, «каким только вздумается подуть».


 
Деревня состоит из небогатых сереньких изб, вокруг мало зелени. Нелепо выглядит «Храм уединенного размышления», выстроенный у пруда. Не только сам Манилов, но и его управляющий не знают, сколько крестьян умерло. Манилов не интересуется хозяйственными проблемами, так как он постоянно погружен в нелепые мечтания: «он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез эту реку начал строиться у него мост...». Ни одно дело в доме Маниловых не доводится до конца: два кресла стоят необтянутые, книга вечно раскрыта на четырнадцатой странице, в одной комнате нет мебели. Жена Манилова представляется слишком возвышенной натурой, чтобы заниматься хозяйством: без толку готовится на кухне, пусто в кладовой, ворует ключница. А Манилова в это время занята вязанием сюрпризов. Единственный предмет, который у Манилова хранится в полном порядке — это табак: «он был в разных видах», на окнах были горки выбитой из трубки золы, «расставленные не без старания очень красивыми рядками». Так Гоголь с насмешкой показывает излюбленное времяпрепровождение своего героя. Одной из важнейших характеристик в «Мертвых душах» является портрет. В чертах белокурого, голубоглазого Манилова «чересчур было передано сахару», в характере героя не было «задора», Манилов был приторно любезен и слащав. Именно поэтому Манилов встретил Чичикова с огромной радостью, как будто они были старыми друзьями. На самом деле радость эта неглубока и фальшива: герои едва знакомы. В глазах неразборчивого Манилова каждый человек — «чрезвычайно приятный», «препочтеннейший и прелюбезнейший». Гоголь не раз говорит о нравственной пустоте души Манилова: в нем нет истинной доброты, глубины эмоций. Он ко всем без разбору испытывает «сердечное влечение, магнетизм» души — даже если для этого нет никаких серьезных оснований. Именно в силу магнетизма души Манилов с легкостью отдает Чичикову все мертвые души, испытывая лишь любопытство по поводу «фантастического желания» гостя: «умершие души в некотором роде совершенная дрянь». Нелепость образа Манилова проявляется не только в нем самом, но и во всем, что его окружает. Мы уже отмечали, что дом Манилова был выстроен на самом неудачном месте, на юру. Жена Манилова была занята нелепыми делами (например, мастерила бисерный чехольчик на зубочистку) вместо того, чтобы вести домашнее хозяйство. Дети Манилова носили нелепые имена — Алкид и Фемистоклюс (последнее имя было «сконструировано » самим Маниловым, который добавил к нему латинское окончание). Поскольку Фемистоклюс знает названия трех городов — Париж, Петербург и Москва, — Манилов прочит его «по дипломатической части». Все нелепо и мертво в облике и строе мыслей Манилова. Не случайно именно этот образ открывает галерею «мертвых душ». Гоголь хотел показать «хотя с одного боку всю Русь». Этим «боком», этой стороной изображения действительности в поэме «Мертвые души» является тема власти. Гоголь показывает власть помещиков, которые настолько опустошены духовно, до такой степени лишены нравственных ценностей, что не могут обеспечить процветание Руси. После отъезда Чичикова Манилов вновь углубляется в свои нелепые мечтания: мост, дом, бельведер, приятные предметы... Мертвенность души и безнравственность Манилова заключаются в том, что он не видит бедности своих крестьян, не замечает их тягот, не знает, сколько крепостных умерло, — его интересуют только «приятные предметы», только светлая сторона действительности. Манилов и другие помещики составляют темную сторону изображения русской действительности. Мотив надежды связан в романе с русским народом и самой Россией, которая «что бойкая необгонимая тройка несется»...





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Образ одного из помещиков в поэме «Мертвые души». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Мертвые души > Образ одного из помещиков в поэме «Мертвые души»
Мертвые души

Мертвые души


Сочинение на тему Образ одного из помещиков в поэме «Мертвые души», Мертвые души