А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Приём умолчания в раскрытии образа Ноздрева и Чичикова - сочинение


У каждого художника есть произведение, которое он считает главным делом своей жизни,- произведение, в которое он сложил самые заветные, сокровенные думы, всё своё сердце. Таким главным делом жизни Н. В Гоголя явились «Мёртвые души». Его писательская биография продолжалась двадцать три года. Из них около семнадцати лет были отданы работе над поэмой о Чичикове.    Сюжет «Мёртвых душ» состоит из внешне замкнутых, но внутренне очень связанных между собой звеньев: отдельных портретов людей, которых посещает Чичиков, пытаясь провернуть главное «дельце» своей жизни - покупку «мёртвых» душ. Каждое из этих звеньев помогает обстоятельнее и глубже раскрыть идейный и художественный замысел Гоголя.    Охват социального строя России начала 19 века в поэме широк: здесь и чиновники, и крестьяне, и, конечно же, помещики. Галерея крепостников выписана Гоголем особенно чётко.   

Одним из помещиков, с которым по ходу действия общается Чичиков, является Ноздрёв. Интересно, что поведение именно этого персонажа станет важнейшим толчком к раскрытию аферы, которую задумал главный герой. Чичиков хороший психолог, он знал людей и чувствовал их слабые места. Ни с одним из помещиков (Манилов, Коробочка, Собакевич) герой не прогадал в расчёте. Но Ноздрёв в силу своего необузданного темперамента оказался полностью непредказуем. Чичиков ошибся, и эта ошибка дорогого ему стоила.   

Важно отметить и ещё один момент: ко всем помещикам Чичиков едет сам, чётко продумывая свой план, выясняя какие возможно сведения о людях. А встреча с Ноздрёвым произошла неожиданно, в трактире (глава четвёртая). К тому же читателю сразу становится известно, что герои давно знают друг друга: «Чичиков узнал Ноздрёва, того самого, с которым он обедал у прокурора и который с ним в несколько минут сошёлся на такую широкую ногу, что начал уже говорить «ты», хотя, впрочем, он с своей стороны не подал к тому никакого повода». Это короткое воспоминание даёт ясное представление о том, как на самом деле относится Чичиков к этому помещику.    Вообще, разговор в трактире имеет важное значение в раскрытии образа Ноздрёва.    Эпизод по-форме представляет собой разговор выше означенных героев, а также зятя Ноздрёва Мижуева. Но по-сути, это монолог Ноздрёва, его рассказ о том, как он погулял на ярмарке.

Речь героя перемежается краткими, но меткими характеристиками автора, что даёт более глубокое представление о внутреннем мире этого образа.    Кстати сказать, эпизод практически не влияет на развитие сюжета (не считая решения Чичикова заехать к Ноздрёву в гости), поэтому определить его место в канве произведения достаточно сложно, но и внесюжетным назвать нельзя. Композиционно он является развитием всего действия романа.    Итак, каков же портрет Ноздрёва: «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и чёрными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». Таким образом, помещик представляется эдаким «крестьянским сыном», он недалеко ушёл от народа, которым повелевает. Это доказывает и совершенная невоспитанность Ноздрёва.


 
Он чрезвычайно груб в обращении с людьми. Например, прося Чичикова посмотреть на бричку, в которой приехал, «он нагнул сам голову Чичикова, так что тот чуть не ударился ею об рамку». Или, когда герой говорил о своём зяте, то «показал пальцем на своего товарища». Следует сказать и о том, как был он одет. Автор прямо об этом не пишет, но сравнивает одежду помещика с одеждой ямщика: «Порфирий был одет, так же как и барин, в каком-то архалуке, стёганом на вате, но несколько позамасленный». Такое сравнение говорит не в пользу Ноздрёва. Рёчь героя, манера выражаться и держать себя также не отличаются тонкостью. Барин кричит, бранится и постоянно целуется с Чичиковым, выражая таким образом своё расположение. Но этот жест достаточно фамильярен, и как уже было сказано, такое поведение не было спровоцировано Чичиковым, а следственно, неприятно. Ноздрёв называет главного героя «свинтусом» и «скотоводом» за то, что тот не был на ярмарке. Герой постоянно сетует, что Чичиков не покутил с ним вместе: «Эх, брат Чичиков, то есть как я жалел, что тебя не было. Я знаю, что ты бы не расстался с поручиком Кувшинниковым. Уж как бы вы с ним хорошо сошлись! Это не то что прокурор и все губернские скряги в нашем городе, которые так и трясутся за каждую копейку. Этот, братец, и в гальбик, и в банчишку, и во всё, что хочешь. Эх, Чичиков, ну что бы тебе стоило приехать». Такое мнение о главном герое поэмы вызывает недоумение у читателя. Зная биографию Чичикова, невозможно предположить, что он заядлый кутила. Скорее всего, Ноздрёв перепутал его с кем-нибудь. Это лишний раз доказывает непредсказуемость действий и мыслей помещика. А у Чичикова даже нет возможности возразить, потому что, Ноздрёв не даёт никому и слова сказать. Важно отметить и то, что речь Ноздрёва свидетельствует не только о необразованности и грабости, но и о том, что он заядлый игрок. Герой очень часто употребляет слова из жаргона картёжников («загнул утку», «загнул после пароле», «мог сорвать банк», «играть дублетом»). А покупка щенка на ярмарке, говорит о том, что Ноздрёв ещё и охотник: «Настоящий мордаш… я, признаюсь, давно острил зубы на мордаша». Таким образом, круг интересов нашего героя полностью соответствует тому, как проводили свою жизнь многие из тогдашних крепостников. Благодаря своей открытости в выражении чувств и достаточной безрассудности в делах, Ноздрёв производит впечатление глупого, импульсивного барина, который ради удовольствия может просадить всё своё имение. Но, как мы убедимся позже, это мнение ошибочно. Гоголь специально использует приём умолчания в раскрытии данного образа, чтобы создать интригу. Это свидетельствует о большом писательском мастерстве автора поэмы «Мёртвые души».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Приём умолчания в раскрытии образа Ноздрева и Чичикова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Мертвые души > Приём умолчания в раскрытии образа Ноздрева и Чичикова
Мертвые души

Мертвые души


Сочинение на тему Приём умолчания в раскрытии образа Ноздрева и Чичикова, Мертвые души