А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Страшная исповедь или как писать сочинение по роману «Мертвые души» - сочинение

Задача: «Мертвые души» - история болезни, написанная мастерской рукой. Замысел произведения. Смысл названия поэмы. Работа над текстом первой главы. Учитывая родовую и жанровую специфику «Мертвых душ», мы, как и большинство методистов, считаем: наиболее целесообразный путь их анализа - вслед за автором. Убежден, что постижение произведения может быть достигнуто через осознание не только того, что изображено, но и как это выполнено, в связи, с чем вопросы художественного мастерства писателя, наряду с идейным содержанием, должны стать неотъемлемой частью школьного изучения гоголевской поэмы. Эпиграфом к сочинению могут стать слова А. И. Герцена:  «Мертвые    души» - это    страшная   исповедь современной России». Их следует написать на доске или на заранее заготовленном плакате. Начиная разговор о поэме, гапишите, что у каждого художника есть творение, которое он считает главным делом жизни, что он вложил в него самые заветные, самые сокровенные мысли. Таким произведением для Гоголя стали «Мертвые души», работе над которым он отдал семнадцать лет жизни.

Сюжет произведения был подсказан писателю в 1835 г. Пушкиным. Увлекшись фигурой авантюриста, который скупает у помещиков умерших крестьян I (называвшихся ревизскими душами) с тем, чтобы ) заложить их в Опекунском совете как живых и тем самым сорвать значительный куш, Гоголь первоначально задумал «Мертвые души» как произведение сугубо сатирическое. Об этом красноречиво свидетельствует его признание Пушкину в письме от 7 октября 1835 г.: «Сюжет растянулся на предлинный роман, и, кажется, будет сильно смешон… Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь…»

Однако по мере углубления темы в сознании Гоголя начинает настойчиво определяться иная, не комическая стихия произведения в виде лирических отступлений серьезного и патетического характера. Так, уже 12 ноября 1836 г. в письме к В. А. Жуковскому из-за границы, куда Гоголь уехал сразу после неудачной, как ему казалось, премьеры «Ревизора», он делится своим замыслом: «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!» Последние слова убедительно свидетельствуют о трансформации прежних намерений и цели - изобразить Русь «с одного боку». Замысел нового произведения бесконечно расширился. Теперь оно начинает видеться как грандиозная трехтомная эпопея о жизни всего государства, всей русской нации. Находясь за границей, Гоголь в продолжение нескольких лет много и упорно трудится над «Мертвыми душами». Друзья писателя, вся прогрессивная общественность с нетерпением ожидали завершения этой работы. Наконец, в конце 1841 г. он приехал в Россию, чтобы печатать первый том своей поэмы.

Когда писатель представил свою рукопись в Московский цензурный комитет, она произвела настоящую панику. По воспоминаниям самого Гоголя, один из цензоров, занимавший место председателя, едва услышав название «Мертвые души», закричал «голосом древнего римлянина»: «Нет, этого я никогда не позволю: душа бывает бессмертна! Мертвой души не может быть; автор вооружается против бессмертия».

Как только ему объяснили, что речь идет о ревизских душах, произошла еще большая кутерьма: «Нет! Этого и подавно нельзя позволить… это значит против крепостного права».

Раздавались и другие голоса на этом заседании: «Что вы ни говорите,- негодовали цензоры,- а цена (не сама возможность продажи! - Н. Ж-), которую дает Чичиков, цена два с полтиною, которую он дает за душу, возмущает душу. Человеческое чувство вопиет против этого, хотя, конечно, эта цена дается за одно имя, написанное на бумаге, но все же это имя - душа человеческая, она жила, существовала…» Такова была первая реакция официальных лиц на гоголевскую поэму, и писатель поспешил забрать рукопись из Московского цензурного комитета. В это время в Москве находился Белинский, собиравшийся ехать в Петербург, и Гоголь передал ему рукопись, чтобы он попытался опубликовать ее там, в другой столице. С помощью друзей Гоголя - П. А. Плетнева и В. Ф. Одоевского - Белинскому действительно удалось сравнительно быстро получить разрешение цензуры, и уже 20 мая 1842 г. «Мертвые души» вышли из печати.



 
Что же означало ее название - это неожиданное, почти не встречавшееся (или встречавшееся очень редко) в обиходной речи словосочетание «Мертвые души»? Бесконечно глубокий и постоянно меняющийся смысл этой емкой формулы, которую Гоголь вынес в заглавие своей книги, начинает открываться каждому по мере того, как он будет в нее вчитываться. Прежде всего, это, конечно, умершие крестьяне, еще не исключенные из «ревизской сказки». Но Чичиков скупает мертвых совершенно так же, как если бы он скупал живых крестьян - по тем же правилам, с соблюдением тех же формальных юридических норм. Так за гоголевской формулой «мертвые души» начинают возникать образы реальных крестьян, которых помещик властен продать, купить. Кстати, и один из помещиков, кого посетил Чичиков, Собакевич, будет с ним торговаться так, как будто он действительно продает реальных людей. Чичиков же станет предлагать цену значительно меньшую - как бы за товар более низкого качества. В общем содержании произведения ей принадлежит исключительно важная роль: здесь читатель знакомится почти со всеми действующими лицами поэмы - Чичиковым, Собакевичем, Маниловым, Ноздревым, чиновниками, здесь происходит завязка аферы с мертвыми душами и содержится как бы эскиз того, что раскроется в последующих главах. Первая глава сравнительно невелика по объему, поэтому желательно, чтобы учитель выразительно ее прочитал на уроке целиком. Если такой возможности все же нет, то следует в первую очередь остановиться на таких эпизодах: въезд Чичикова в губернский город, описание этого города, визиты Чичикова, описание губернского бала. В процессе чтения проведите необходимую словарную работу, понимая значение непонятных для учащихся слов: канифасовые панталоны, демикотоновый сюртук, сбитенщик, коллежский советник, надворный советник, имел на шее Анну, звезда и т. п. На балу у губернатора присутствующих чиновников Гоголь разделил на «толстых» и «тонких», и этот принцип дифференциации в высшей степени оправдан, ибо внешний вид - единственное, что отличает друг от друга этих бездельников, занятых исключительна «обедами» и «закусками», где главным развлечением щ становятся танцы, игра в карты да пустопорожние разговоры о лошадях, собаках, бильярдной игре и т. д. Сравнение чиновников с мухами выразительно подчеркивает их назойливость, праздность и бесполезность, ненужность. Из дальнейшего повествования выяснится, что Чичиков - неутомимый и беспринципный хищник, ни перед чем не останавливающийся, обнаруживающий необыкновенное умение приспосабливаться к любым людям и любым обстоятельствам. Безликая внешность - первый своеобразный сигнал: перед нами человек, прячущий свое истинное лицо. Не случайно буквально через несколько страниц Гоголь заметит:” «о себе приезжий… избегал много говорить». Ознакомившись с городом, Чичиков наносит визиты всем крупным чиновникам города: «был с почтением у губернатора», потом у прокурора, председателя палаты, полицмейстера и т. д.- и очень быстро завоевал их симпатии и благорасположение тем, что удачно сумел польстить каждому и поддержать любой разговор: «о лошадином заводе», «о хороших собаках», «о добродетели», «о выделке горячего вина» и т. д.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Страшная исповедь или как писать сочинение по роману «Мертвые души». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Мертвые души > Страшная исповедь или как писать сочинение по роману «Мертвые души»
Мертвые души

Мертвые души


Сочинение на тему Страшная исповедь или как писать сочинение по роману «Мертвые души», Мертвые души