А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Лирические отступления и их роль в поэме Н В Гоголя "Мертвые души" (2) - сочинение

В лирических отступлениях, как и во всей поэме, Гоголь предстает как писатель-реалист: лирические отступления позволили автору высказать свое отношение к героям, охарактеризовать общество и создать образ "живой души" - России. Гоголь был убежден, что в условиях современной ему действительности идеал и красоту жизни можно выразить только через отрицание безобразной действительности. Лирические отступления не уводят от основной мысли, а лишь еще более углубляют ее. Мысли автора о высоком назна чении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни. Кроме того, лирические отступления - необходимый жанрообразующий элемент поэмы: именно в них автор приводит обобщения эпического характера (например, о живой душе русского народа, которая воплощается в его языке), раскрывает свою душу (например, лирическое отступление об утрате искренности и непосредственности восприятия в начале 6-й главы).
Очень много размышлений автора "рассыпано" по всей поэме. Гоголь иронически рассуждает о "толстых и тонких" представителях дворянства, о "господах большой руки и средней руки", о "тонкостях" обращения с людьми разного типа, о языке дам города N, о читателях высшего сословия, о человеческих страстях, о метко сказанном русском слове и русской песне. Приведем некоторые примеры. Первое лирическое отступление- "о толстых и тонких"-необходимо автору для дополнительной характеристики главного героя, Чичикова, цель жизни которого и состояла в том, чтобы перейти в разряд "толстых" (а он был "ни толст, ни тонок"). Лирическое отступление, характеризующее тонкости обращения ("муха и Прометей"), не только вносит дополнительные оттенки в образ Чичикова, но рисует нравы целого общества: в России с помещиком, у которого двести душ, говорят иначе, чем с тем, у которого их триста. Чичиков разговаривает с Коробочкой не так, как разговаривал с Маниловым: здесь он не церемонится, поминает черта, стучит кулаком по столу. В этом проявляется очень плохая черта, характеризующая не только Чичикова, но и общество в целом. Общаясь с подчиненными и с людьми невысокого социального статуса, правитель канцелярии "высматривает орлом, выступает плавно, мерно ". Но, по мере приближения к кабинету начальника, орел превращается в куропатку. Такая же метаморфоза происходит с Чичиковым: из любезного и приятного в обращении собеседника он превратился в человека грубого и требовательного. Немало пошлого, нелепого видит автор в заседаниях чиновников. Он очень тонко высмеивает всю эту пошлость: "В собравшемся на сей раз совете очень заметно было отсутствие той необходимой вещи, которая в простонародье называют толком".
Размышляя о роли писателя и его творчестве, Гоголь, признавая "сладкое обаяние романтических произведений", сам избирает другую судьбу: судьбу писателя, "дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь". Писатель второго типа подвержен гонениям за сатирическое отражение действительности. Лирическое отступление о двух путниках и о двух типах писателей раскрывает точку зрения самого Гоголя на реализм и сатиру: художник, пишущий правду, обречен на одиночество.


 
Вершины мастерства достигает Гоголь, давая авторскую оценку своим героям. Например, Плюшкину, который смешон в своем засаленном халате, с чулком на шее, похожий на ключницу. При виде этой "прорехи на человечестве" сам писатель не в силах сдержать слез. "И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! "-восклицает он. Дополнительные характеристики в образ Плюшкина вносит лирическое отступление в начале 6-й главы. Здесь автор предостерегает о возможной утрате жизненных сил души и вспоминает о своем детстве. Когдато, в юности, все занимало его живое воображение: и лавочки, и проезжающий мимо чиновник, и дома странной архитектуры. Внимание к жизни сменилось равнодушием и апатией, то есть живая душа оказалась утраченной... Гоголь обращается к читателям с призывом сохранять с юношеских лет "всечеловеческие движения". Это лирическое отступление не случайно помещено в начало 6-й главы. Плюшкин - единственный помещик, у которого когда-то была живая душа, которую он утратил. В лирическом отступлении слышатся размышления автора о необходимости бере чь силы души, чистоту восприятия, интерес к окружающему миру: "О моя юность! о моя свежесть!" Главный герой поэмы-не Чичиков, а русский народ. Гоголь говорит о меткости и силе русского слова: "Выражается сильно русский народ!". Прозвища закрепляются за человеком на всю жизнь, потому что содержат очень точные характеристики: даже имени Плюшкина соседские крестьяне не знают, им известно только малоприличное, но меткое прозвище! По мнению Гоголя, в языке народа отражена "животворящая способность души", у каждого народа - свое сло во, которое выражает его внутреннюю суть. "Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко бы так вырвалось изпод самого сердца, как метко сказанное русское слово!" Одним из самых важных является лирическое отступление о России, помещенное в начало 11-й главы. Русь в описании Гоголя поражает своей двойственностью. С одной стороны, она бесприютна и бедна, нет в ней ни красивых пейзажей, ни причудливых арок, ни виноградников... С другой стороны, это неохватные просторы, где звучит вольная песнь и рождается свободный и сильный духом человек: "Здесь ли не быть богатырю?" Русь превращается в чудную даль, манящую автора к себе. Миру "мертвых душ" в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. За страшным миром помещичьей и чиновни чьей России Гоголь чувствовал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, воплощающей в себе силы России: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?..." Именно Россия, заставляющая "другие народы и государства" давать ей дорогу, а не Россия маниловых, собакевичей и плюшкиных является идеалом Гоголя. Автор с любовью говорит, что "птица-тройка", летящая по необъятным просторам русской земли, "могла родиться только у бойкого народа





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Лирические отступления и их роль в поэме Н В Гоголя "Мертвые души" (2). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Мертвые души > Лирические отступления и их роль в поэме Н В Гоголя "Мертвые души" (2)
Мертвые души

Мертвые души


Сочинение на тему Лирические отступления и их роль в поэме Н В Гоголя "Мертвые души" (2), Мертвые души