А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сарказм как средство разоблачения (на примере характеристики Чичикова) - сочинение

Образ Чичикова выписан с той мерой психологической  достоверности и с тем точным ощущением жизненной правды,  которые на десятки лет предвосхитили раскрытие сущности этого  нового тогда явления. Еще в пятидесятых-шестидесятых годах  прошлого века выставлялись всерьез образцы честного   приобретательства и предпринимательства, писалось о «честной   чичиковщине». Гоголь в 1841 г. смотрел на своего героя куда более  трезво и проницательно. Все, что до сих пор происходило с Павлом Ивановичем   Чичиковым, - это еще только, так сказать, предыстория   характера. Но она исследована с таким искусством и с такой   проницательностью, что все последующее в судьбе героя   воспринимается читателем как нечто абсолютно закономерное и естественное  в развитии характера. Прошлое Чичикова исчерпывающе   объясняет его настоящее. 

Отчаявшись сделать служебную карьеру, Чичиков решил   коренным образом изменить свою жизнь. Он задумал стать   помещиком. Вот тут-то мы и подходим к главной фазе чичиковской  биографии. В эпопее с «мертвыми душами» наиболее ярко   раскрылись дьявольская энергия и изобретательность Чичикова. О  служебной карьере он никогда и не мечтал. Служба его   занимала лишь как средство обогащения. Восхищение Чичикова   вызывали не люди, обладающие высоким саном, а люди,   обладающие капиталом. Впервые в русской литературе с такой   замечательной пластичностью предстала психология и философия   денежного человека, «миллионщика». 

Это был «новый» человек в России, вызывающий к себе   величайший интерес и любопытство. Помещик вел полунатуральное  хозяйство. Его закрома ломились от избытка хлеба и всего того,  что производила земля, но он нуждался в деньгах. Вспомним, с  каким остервенением торгуются с Чичиковым за каждую копейку  самые «хозяйственные» помещики Коробочка и Собакевич.   Нуждаются в деньгах и городские чиновники, размеры жалованья   которых явно не соответствуют тому широкому образу жизни, к   коему каждый из них стремится. Повсеместно распространены   казнокрадство, взятки, поборы. Истинным хозяином жизни становится  капитал.

Без роду и племени, он бесцеремонно вторгался в светские гостиные и все более напористо оттеснял в различных областях общественной жизни дворянскую аристократию.  Вопрос о силе денег, обаянии миллиона серьезно тревожил  русских писателей начала прошлого века. Они подметили и   характер человека, захваченного этим обаянием. Но это еще была  фигура вроде пушкинского Германна, обманутого «пиковой   дамой» и сошедшего с ума. В 1835 г. Гоголь опубликовал первый  вариант «Портрета», в котором тема денег приняла еще более  фантастическую окраску и прямо была связана писателем с   дьявольским наваждением. Ссылка на дьявола ничего не   объясняла, и в 1841 году, как мы знаем, почти в одно время с   «Мертвыми душами», Гоголь закончил кардинальную переработку   повести.

Фантастический элемент в значительной мере (не без   влияния критики Белинского) был ослаблен и усилены   реалистические мотивы. В этой редакции повести герой, захваченный   жаждой денег, кончает сумасшествием и гибелью. В «Мертвых   душах» взят характер, для которого приобретательство - не   внешняя страсть, ломающая талант и жизнь, а сама суть, постоянная  жизнь этого характера. 

Гоголь понял, что на страну надвигается что-то темное  и неотвратимое, и выразил это ощущение в поэме. В городе NN  разнеслись слухи, что Чичиков - «миллионщик», и Гоголь по  этому случаю делает очень важное замечание: «… в одном звуке  этого слова, мимо всякого денежного мешка, заключается что-  то такое, которое действует и на людей подлецов, и на людей ни  се ни то, и на людей хороших, словом, на всех действует». Если  уж одно это слово рождает «нежное расположение к подлости»,  то, стало быть, «миллион» шествует по стране и создает   обстановку для зарождения и развития Чичиковых - людей, у   которых стремление к миллиону становится их натурой, подлость -  их характером. Так в структуре поэмы, рисующей Русь «с   одного боку», появляется добавление о «подлеце».

«Нет, пора   наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжем подлеца!» -   восклицает автор в заключительной главе первого тома, прежде чем  перейти к рассказу о темном происхождении своего героя.   Исследование характера «подлеца» идет у Гоголя по линии и   морально-психологической и дополняется ссылками на личные  качества Чичикова и обстоятельства воспитания и среды,   развернутые в его биографии.  Чичиков в совершенстве постиг «великую науку нравиться».  На всех чиновников губернского города он произвел   неотразимое впечатление.


 
Причем каждый в нем открывал свое. Губернатору он показался человеком благонамеренным, прокурору - дельным, жандармскому полковнику - ученым, председателю палаты - почтенным, полицмейстеру - любезным и т.д. Даже Ноздрев, по своему особому расположению к Чичикову называвший его в лицо скотиной и подлецом, каким-то образом заключил, что тот «занят иногда учеными предметами», любит читать и обладает «сатирическим умом». Больше всех очарован Чичиковым прекраснодушный Манилов. Любопытно было воссоздать портрет Чичикова по этим отзывам о нем - получился бы тот добродетельный человек, о котором сам Гоголь в главе о Чичикове писал, что «пора наконец дать отдых бедному добродетельному человеку», «потому что обратили в лошадь добродетельного человека». Этот контраст между внешней видимостью характера и его истинной сущностью, несомненно, лежит в основе комизма образа Чичикова, его нравственно-психологического портрета. Именно так определял комическое Чернышевский: это «внутренняя пустота и ничтожность, прикрывающаяся внешностью, имеющей притязание на содержание и реальное значение». Ничтожное стремится скрыть самое себя и имеет претензию казаться значительным. Эта претензия - всегда источник смешного. Смех Гоголя над Чичиковым полон иронии. Но не только в иронии сатирическая сущность этого образа. В представлении писателя Чичиков вовсе не мелкий жулик, оказавшийся необходимым для скрепления сюжета, а фигура самостоятельная и по-своему играющая историческую роль. Гоголь видел, как уже отмечалось, неукротимую энергию Чичиковых в их стремлении к капиталу, к «миллиону». Видел, что Чичиковы, стремясь к «миллиону», освобождаются от всего человеческого в себе и беспощадны к людям, ставшим на их пути. Видел, что их моральная бесчувственность и бездушие порождают полную аморфность их действий. В этом смысле Чичиков превосходит все догадки чиновников о нем. Если подвернется случай достичь миллиона деланьем фальшивых ассигнаций или разбоем (но только в «законных» формах), Чичиков не преминет этим воспользоваться. Идет же он (во втором томе) на подделку завещания! Видел Гоголь и все растущий размах «оборотов» Чичикова, начавшего с родительской полтины медью. Для всего этого, собственно, и написана последняя глава первого тома с биографией героя. Чичиков не успокоится, пока не завоюет миллион, а с ним и власть над миром «мертвых душ» - ту власть, которую он было уже почувствовал в городе NN, принявшем его за «миллионщика». В этом отношении интересным оказывается и сравнение Чичикова с Наполеоном, претендентом на мировое господство. Низведение Наполеона до Чичикова подчеркивало эту мысль. С другой стороны, уподобление Чичикова Наполеону выражало размеры опасности, которую, по убеждению Гоголя, таила в себе для общества деятельность Чичиковых. При всей своей несхожести, разномасштабности оба они, Чичиков и Наполеон, в чем-то очень похожи друг на друга. Итак, Чичиков обладает такими чертами характера, которых Как написать сочинение 159 нет в людях поместной России, - энергией, волей. Чичиковы противопоставлены Маниловым и Плюшкиным. Но какие же социальные идеи и нравственные ценности утвердят они сами - эти хищники-стяжатели? С гениальной художественной прозорливостью Гоголь показал не только разложение феодально-крепостнического строя, но и ту страшную угрозу, которую нес народу мир Чичиковых, мир капиталистического хищничества. Но где же та сила, которая принесет спасение России? Гоголь не видел ее и свои тревожные раздумья воплотил в поэтическом образе «птицы-тройки», которая несется неизвестно куда - «Русь, куда же несешься ты? Дай ответ… Не дает ответа».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Сарказм как средство разоблачения (на примере характеристики Чичикова). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Мертвые души > Сарказм как средство разоблачения (на примере характеристики Чичикова)
Мертвые души

Мертвые души


Сочинение на тему Сарказм как средство разоблачения (на примере характеристики Чичикова), Мертвые души