А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Поиск идеалов и проблема выбора в романе «Разве ревут волы как ясли полные» - сочинение



Олесь Гончар, анализируя творческое наследие автора первого в украинской литературе социально-психологического романа, писал о том, что с появлением романов и повестей Афанасия Мирного в «украинскую художественную прозу ринулось наводнение народной жизни со всем разнообразием человеческих характеров...». Афанасий Мирный свою жизнь связал с жизнью народа, свои произведения посвятил эмоционально богатому миру простых людей. Стремление исследовать закономерности народной жизни привело писателя к жанру большого эпического произведения, которое и дало возможность Афанасию Яковлевичу сосредоточить внимание читателя на основной проблеме времени - поиску идеала в противоречивом обществе. Кто главный герой романа? Безусловно, народ. И на фоне народной жизни четко изображаются фигуры Мотри, Чипки, Максима, Гали и других героев, образы которых автор показывает в развитии. Каждый из них имеет свой идеал, свой выбор в жизни. Мотря не знала счастья в жизни ни до замужества, ни тогда, когда вышла замуж и родила сына. Она юридически свободная, но в мире несправедливости теряет любые возможности для личного счастья. Мотря любит землю. ее идеал - самоотверженная работа на земле. Как радовалась она, когда ей достались «дней на десять поля». Земля окрылила женщину, вселила надежду.

И острым ножом в сердце ударила неправда - отобрали ту долгожданную «кормилицу». А дальше беда за бедой: пьянство Чипки, истязание его солдатами... И сердце матери начало бунтовать... и ненавидеть. Ей казалось, что в беде виновны и москали, и односельчане, и власть. На какой-то миг Господь смилостивился над Мотрей: Чипка взялся за ум. Но материнское счастье было коротким: водка снова «заливает глаза» сыну. Мотря аж почернела от нового горя. Она возмущена поступками Чипки. С психологической убедительностью мотивирован последний шаг женщины. Она, как я уже говорила, готова отдать все ради сына. И, не выдержав кровавых разбоев, сама разоблачает его преступление. Такие действия матери оправданы логикой развития образа. Совесть (мать выбирает именно ее!) не позволяет молчать: совесть подвергла наказанию преступление и преступника, который был ее сыном. Чипка, сын Мотри, всю свою жизнь стоял перед проблемой выбора: добро или зло, честность или неправда, правда или несправедливость, любовь или ненависть.

Сын обманутой крипачки, Чипка вырос в атмосфере унижения и недоброжелательности. Из усадьбы Бородая он вынес в своем сердце ненависть к тем, кто все имел в жизни. И уже позднее, осмыслив все, что его окружало, хочет отомстить обидчикам за причиненную боль. При других условиях Чипка мог бы стать хозяином, настоящим земледельцем, любящим сыном, любимым мужем, ведь юноша имел глубокий ум, был любознательным (бабушкины сказки расширяли кругозор мальчика), хотел как можно больше знать. Но не смог в том окружении применить свои способности, не смог стать настоящим человеком. Не желая мириться с тогдашними законами, Чипка начинает бунтовать. И хотя его тропа кривая, и хотя он скатился по той тропе (низко падал, поднимался и снова падал) к самому страшному - убивал не только тех, «кто носил звание господин», а и простых крестьян, не виновата в этом Мотря. Социальные условия, вражеское окружение изуродовали Чипку, растоптали его. Самое страшное, мне кажется, в жизни юноши не то, что он потерял идеалы.


 
Главное - потерял веру в справедливость, в человечность. Грабежи, убийства сводят на нет его протест, а смерть невиновных людей страшным тавром запятнала Чипку. Из «правдоискателя» он превратился в криминального преступника. Неумение найти настоящие пути борьбы сделали его «пропащей силой». Искал идеалы в жизни и Максим. Афанасий Мирный изображает его здоровым, умным, физически сильным. Тем не менее, социальные условия в его лице сформировали еще один тип «пропащей силы». Максим имел прекрасную душу, которая рвалась к настоящему делу, молодые силы желали широкого пространства. Он был «пылкий, как порох, смелый, как голодный волк». И горькая судьба солдата, где «учили, чтобы бить, били, чтобы учить», убила идеалы Максима. Казарма сломала небудничную силу. Водка, к которой он привык, требовала денег, а их солдат не имел, поэтому и начал грабить гражданское население. Максим не нашел умного применения своей энергии, и он пошел путем пьяницы и грабителя. На примере Максима Афанасий Мирный доказал, что в условиях постоянных притеснений и издевательств над человеком формируется тип кутилы, который напрасно тратит здоровую силу и энергию, пойдя кривыми дорогами. Галя - жена Чипки. В начале романа автор называет ее «полевой» Царевной. Она, я думаю,- обобщающий образ украинской национальной красоты, украинского менталитета. Девушка стремится к личному счастью. Искренне любя Чипку, желает ему добра. И, к сожалению, девушка выбирает себе страшный путь. Когда Чипка стал на путь разбоя, она не могла этого пережить и покончила жизнь самоубийством. Говорят, человек - кузнец своего счастья. А счастье - это жизнь согласно идеалам. Может ли человек сам ковать свое счастье, независимо от тех условий, в которых он живет? Этот трудный вопрос. Ответа однозначного быть не может. Так или иначе, окружающая среда тяготеет над человеком и имеет влияние на его жизнь, выбор овеянной мечтой тропы к счастью. Герои романа понравились мне. И так хочется, чтобы произошло, как в сказке, чудо, чтобы эти герои пришли ко мне, поговорили со мной. Кажется, помогла бы им в их нерешительности, помогла бы разобраться в жизни. Но все это только мечты.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Поиск идеалов и проблема выбора в романе «Разве ревут волы как ясли полные». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Мирный > Поиск идеалов и проблема выбора в романе «Разве ревут волы как ясли полные»
Панас Мирный

Панас   Мирный


Сочинение на тему Поиск идеалов и проблема выбора в романе «Разве ревут волы как ясли полные», Мирный