А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
МЦЫРИ КАК РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ (2) - сочинение









Одной из вершин художественного наследия Лермонтова являетсяпоэма "Мцыри" - плод деятельной и напряженной творческой работы.Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши,произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь передсвоим слушателем" - старшим монахом. В поэме "Исповедь" (1830 год,действие происходит в Испании) герой, заключенный в темницу,провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов.Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых снаибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя,приводит Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования ксозданию поэмы "Мцыри" (1840 год), повторяющей многие стихи изпредшествующих стадий работы над тем же образом. Перед "Мцыри"была написана поэма "Беглец". В ней Лермонтов развивает тему кары затрусость и предательство. Краткий сюжет: изменник долгу, забывший ородине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив врагам за гибель отцаи братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать,даже от трупа его все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище.Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны. В поэме"Мцыри" Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в"Исповеди" и поэме "Беглец". В "Мцыри" поэт почти полностьюисключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в"Исповеди" (любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразилсялишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой,побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается отличного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идеясочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтовдекабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но"пламенную страсть" сливается любовь к отчизне и жажда воли.Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся емукельи, сумрачными и глухими - стены, трусливыми и жалкими стражи-монахи, сам он - рабом и узником. Его желание узнать, "дляволи иль тюрьмы на этот свет родились мы", обусловлено страстнымпорывом к свободе. Короткие дни для побега - это для него воля.Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни онназывает блаженством. Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньшевсего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам идорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что онистинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. Новместе с тем поэт с несомненной симпатией воспевает воинственныемечты юноши. Поэма не раскрывает до конца стремлений героя, ноони ощутимы в намеках. О своем отце и знакомых Мцыри вспоминаетпрежде всего как о воинах; не случайно ему снятся сражения, вкоторых он .побеждает, недаром мечты влекут его в "чудный мир тревоги битв". Он убежден, что мог бы быть "в краю отцов не из последнихудальцов". Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, новсем строем своих чувств он - воин. Суровой сдержанностью онотличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит; "Тыпомнишь, в детские года слезы не знал я никогда". Волю слезам он даетлишь во время побега, потому что никто их не видит. Трагическоеодиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что онбежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливыхмонахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой. Мужество истойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется, в битве с барсом.Его не страшила могила, потому что он знал; возврат в монастырь - этопродолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует отом, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи еговольнолюбивого патриотизма. Увещевания старого монаха незаставляют его раскаяться. Он и теперь бы "рай и вечность променял"за несколько минут жизни среди близких (стихи, вызывавшиенедовольство цензуры). Не его вина, если ему не удалось стать в рядыборцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельстваоказались непреодолимыми, и он напрасно "спорил с судьбой".Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительнымобразом нашей литературы, а его мужественность, цельность, героизмявлялись укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельныхсовременников из дворянского общества.Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средствораскрытия образа героя. Презирая свое окружение, Мцыри чувствуетлишь родство с природой. Заключенный в монастырь, он сравниваетсебя с бледным типичным листком, выросшим меж сырых плит.Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову,когда озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле и узнает,как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещегощебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенныхскал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеинойчешуи и отливы серебра на шерстя барса, он видит зубцы далеких гор ибледную полосу "меж темным небом и землей", ему чудится, что его"прилежный взор" мог бы следить через прозрачную синеву неба полетангелов. (Характеру героя соответствует и стих поэмы).Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма,Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий,раскрывающий свою "душу" в рассказе-исповеди, воспринимается какгерой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший "Мцыри" вте годы, когда создавался и реалистический роман "Герой нашеговремени", вносит такие черты в свое произведение, которых нет в болееранних его поэмах. Если прошлое героев "Исповеди" и "Боярина Орши"остается совершенно неизвестным, и мы не знаем тех социальныхусловий, которые сформировали их характеры,, то строки онесчастливом детстве и отечестве Мцыри помогают глубже понятьпереживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная дляромантическим поэм, связана со стремлением глубже раскрыть "рассказать душу". Этот психологизм произведения, детализацияпереживаний героя естественны для поэта, который в то же времясоздавал социально-психологический роман.Выразительно сочетание обильных метафор романтического характера всамой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной ипоэтически скупой речью вступления. ("Однажды русский генерал...")Романтическая поэма свидетельствовала о росте реалистическихтенденций в творчестве Лермонтова.Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традицийПушкина и поэтов-декабристов, и вместе с тем как новое звено в цепиразвития национальной культуры. По словам Белинского, он внес внациональную литературу свой, "лермонтовский элемент". Сжатопоясняя, что надо вкладывать в это определение, критик в качествепервой характерной черты творческого наследия поэта отмечал"самобытную живую мысль" в его стихах. Повторял Белинский "Вседышит самобытною и творческою мыслью".





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме МЦЫРИ КАК РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ (2). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Мцыри > МЦЫРИ КАК РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ (2)
Мцыри

Мцыри


Сочинение на тему МЦЫРИ КАК РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ (2), Мцыри