Роль эпиграфа в поэме М Лермонтова "Мцыри" 2 - сочинение
Возникновение замысла написания поэмы П. А. Висконтов, один из первых биографов М. Ю. Лермонтова, связывает с путешествием поэта по старой Военно-Грузинской дороге. Там М. Ю. Лермонтов (по свидетельству его родственников) встретил монаха, который рассказал ему историю о том, как еще ребенком он был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге пленник тяжело заболел, и генералу пришлось оставить его в монастыре. Выздоровев, мальчик долго не мог привыкнуть жизни в монастыре, не раз пытался убежать. Во время очередного побега он тяжело заболел и едва не умер. В конце концов он смирился и провел оставшуюся жизнь в монастыре. Прообразом монастыря, описанного М. Ю. Лермонтовым в поэме, стал монастырь Джвари.
К данному сюжету поэт обращался не раз: сначала он написал поэму «Исповедь», главный герой которой — монах, полюбивший монахиню, нарушивший обет и осужденный за это на смерть. В 1835-1836 годах была написана поэма «Боярин Орша». В ней рассказывается об Арсении, рабе боярина, воспитанном в монастыре. Он влюбился в дочь боярина и тоже был осужден на смерть, но ему удалось бежать. Но полностью замысел о монахе, рассказавшем М. Ю. Лермонтову свою историю, воплотился в поэме «Мцыри», написанной в 1839 году.
Эпиграф к поэме взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, которого отец в пылу гнева назвал «негодным и непокорным». Однажды Саул «заклял народ, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим». Ионафан же самовольно напал на врагов и, разгромив их, измученный, утолил голод, обмакнув палку в сот медовый и обратив «рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул, посчитав, что сын нарушил клятву, решил умертвить его. Ионафан сказал: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду; и вот, я должен умереть». Но израильский народ сказал царю: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого!». И Ионафан остался жив.
Тема поэмы — тема свободы. Автор изображает сильную личность — Мцыри, который, рискуя жизнью, решился на бегство из монастыря именно в Тот момент, когда это было опаснее всего:
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.
Мцыри не просто стремится на волю, его страстная мечта — оказаться среди родных, вернуться в родные края. Первоначально эпиграфом к поэме М. Ю. Лермонтов избрал французское изречение «Родина бывает только одна». Но впоследствии он заменил его высказыванием из Библии: «Вкушая, вкусил мало меда и се аз умираю».
Мед — это те «три блаженных дня», которые Мцыри провел на воле. Он увидел кавказскую природу во всем ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней, сразился (и победил!) с барсом. Он понял, насколько этот мир прекрасен, как сладок воздух свободы. Мцыри говорит старику:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Идея произведения заключается в том, что три дня жизни на воле лучше, чем многолетнее безрадостное существование в заточении. «Се аз умираю» — для героя, который познал настоящую жизнь, смерть лучше, чем жизнь в монастыре. Гибель героя вызывает чувство грусти, но не жалости. Смерть Мцыри — не поражение, а победа: судьба обрекла его на рабство, но юноша сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы, радость слияния с природой. Сам герой воспринимает смерть как освобождение от плена.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Роль эпиграфа в поэме М Лермонтова "Мцыри" 2. Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Мцыри
> Роль эпиграфа в поэме М Лермонтова "Мцыри" 2