А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Роль эпиграфа в поэме М Лермонтова "Мцыри" 2 - сочинение

Возникновение замысла написания поэмы П. А. Висконтов, один из первых биографов М. Ю. Лермонтова, связывает с путешествием поэта по старой Военно-Грузинской дороге. Там М. Ю. Лер­монтов (по свидетельству его родственников) встре­тил монаха, который рассказал ему историю о том, как еще ребенком он был взят в плен генералом Ермо­ловым. В дороге пленник тяжело заболел, и генералу пришлось оставить его в монастыре. Выздоровев, мальчик долго не мог привыкнуть жизни в монасты­ре, не раз пытался убежать. Во время очередного побе­га он тяжело заболел и едва не умер. В конце концов он смирился и провел оставшуюся жизнь в монасты­ре. Прообразом монастыря, описанного М. Ю. Лер­монтовым в поэме, стал монастырь Джвари.

     К данному сюжету поэт обращался не раз: сначала он написал поэму «Исповедь», главный герой кото­рой — монах, полюбивший монахиню, нарушивший обет и осужденный за это на смерть. В 1835-1836 го­дах была написана поэма «Боярин Орша». В ней рассказывается об Арсении, рабе боярина, воспитанном в монастыре. Он влюбился в дочь боярина и тоже был осужден на смерть, но ему удалось бежать. Но полно­стью замысел о монахе, рассказавшем М. Ю. Лермон­тову свою историю, воплотился в поэме «Мцыри», на­писанной в 1839 году.

     Эпиграф к поэме взят из библейской легенды об из­раильском царе Сауле и его сыне Ионафане, которого отец в пылу гнева назвал «негодным и непокорным». Однажды Саул «заклял народ, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим». Ионафан же самовольно напал на врагов и, разгромив их, измученный, утолил голод, обмакнув палку в сот медовый и обратив «рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул, посчитав, что сын на­рушил клятву, решил умертвить его. Ионафан ска­зал: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду; и вот, я должен умереть». Но израиль­ский народ сказал царю: «Ионафану ли умереть, кото­рый доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого!». И Ионафан остался жив.

     Тема поэмы — тема свободы. Автор изображает сильную личность — Мцыри, который, рискуя жиз­нью, решился на бегство из монастыря именно в Тот момент, когда это было опаснее всего:

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал.

 



























 
Мцыри не просто стремится на волю, его страстная мечта — оказаться среди родных, вернуться в родные края. Первоначально эпиграфом к поэме М. Ю. Лер­монтов избрал французское изречение «Родина быва­ет только одна». Но впоследствии он заменил его высказыванием из Библии: «Вкушая, вкусил мало меда и се аз умираю». Мед — это те «три блаженных дня», которые Мцы­ри провел на воле. Он увидел кавказскую природу во всем ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал ра­дость общения с ней, сразился (и победил!) с барсом. Он понял, насколько этот мир прекрасен, как сладок воздух свободы. Мцыри говорит старику: Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. Идея произведения заключается в том, что три дня жизни на воле лучше, чем многолетнее безрадостное существование в заточении. «Се аз умираю» — для ге­роя, который познал настоящую жизнь, смерть луч­ше, чем жизнь в монастыре. Гибель героя вызывает чувство грусти, но не жалости. Смерть Мцыри — не поражение, а победа: судьба обрекла его на рабство, но юноша сумел узнать свободу, испытать счастье борь­бы, радость слияния с природой. Сам герой восприни­мает смерть как освобождение от плена.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Роль эпиграфа в поэме М Лермонтова "Мцыри" 2. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Мцыри > Роль эпиграфа в поэме М Лермонтова "Мцыри" 2
Мцыри

Мцыри


Сочинение на тему Роль эпиграфа в поэме М Лермонтова "Мцыри" 2, Мцыри