А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Своеобразие поэмы "Мцыри" М Лермонтова 2 - сочинение

Романтизм — литературное направление, особен­ностями которого является уход от действительности, которая осмысливалась писателями как страшная не­приглядная картина, в фантастический мир. Харак­терной чертой романтических произведений является изображение авторами экзотической природы. В романтических произведениях герой противопостав­лен обществу или не понят им. Для писателя-роман­тика главное — утвердить свою мечту и идеал, кото­рый бы противостоял действительности. Это направ­ление     в     литературе     характеризуется     особой эстетической концепцией — двоемирием, разладом, несоответствием идеального мира и реального, мечты и жизни. В романтизме различаются два направле­ния — пассивный и активный, каждый из которых зависит от характера идеала, созданного писателем. К представителям пассивного романтизма относятся авторы, в чьих произведениях изображаются не под­властные человеку явления, бессилие и смирение лю­дей перед судьбой, роком (В. А. Жуковский, К. Н. Ба­тюшков); в текстах активных романтиков звучат сво­бодолюбивые мотивы, чувствуется мятежный дух (А. С. Пушкин, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов).

     Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — романтиче­ская. Ее герой, Мцыри, не похож на окружающих, он отрицает их жизненные ценности, стремится к дру­гой жизни. Действие поэмы происходит на Кавказе, среди вольной и мощной природы. В одном из грузин­ских монастырей томится юный послушник, Мцыри. Привезенный маленьким мальчиком в монастырь в качестве пленника, он вырос среди монахов и сам об­речен стать монахом. Не смирившись со своей судь­бой, Мцыри отваживается бежать из монастыря во время грозы.

     «Мцыри» продолжает традицию пушкинских кавказских поэм. Но М. Ю. Лермонтов несколько изме­нил традиционную романтическую ситуацию. У Пушкина герои рвут связи с привычным миром и бе­гут в чужой, экзотический мир. Мцыри же, наоборот, в детстве был вырван из родной среды, и, совершив побег, пытается вернуться из чужого, насильственно навязанного, ненавистного мира в родной. М. Ю. Лер­монтов воплотил в образе Мцыри мечту о сильном, гордом и свободном герое, для которого понятия «ро­дина» и «свобода» равнозначны.

     Важную роль в поэме играют картины природы, упоминания о ветре, буре, птицах. Природа родствен­на герою, зовет его на свободу. Этот зов становится не­преодолимым: когда монахи, напуганные непогодой, «ниц лежали на земле», Мцыри «как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи... следил, Рукою мол­нию ловил...». Пейзаж дан в восприятии героя и ста­новится средством характеристики последнего.

В романтических произведениях исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах. В 6-й главе поэт нарисовал романтический пейзаж, каждая деталь его необыкновенна:

...Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.                       

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял,

И думы их я угадал...

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

























 
И облачко за облачком, Покинув тайный свой ночлег, К востоку направляло бег – Как будто белый караван Залетных птиц из дальних стран! Вдали я видел сквозь туман, В снегах, горящих как алмаз, Седой, незыблемый Кавказ; И было сердцу моему Легко, не знаю почему. В данном случае и характер героя, и обстановку действия нельзя назвать исключительными; они ху­дожественно правдивы и мотивированны. И эта прав­дивость и конкретность не умаляют романтичности поэмы. В своей поэме М. Ю. Лермонтов создал образ героя, который не стремится уйти от действительности, а жаждет активного вмешательства в жизнь с целью ее изменения, стремится к борьбе. Мцыри — исключи­тельный герой. На свободе он открывает в себе такие стороны, о которых, возможно, и сам не подозревал (битва с барсом). Поэма написана в форме исповеди: Мцыри расска­зывает старику-монаху о трех днях, которые "провел на свободе. Автор старается показать читателю не столько события жизни героя, сколько раскрыть его внутренний мир. И такая форма повествования позво­ляет автору сделать это. Старик безмолвно слушает беглеца, и это дает возможность читателю увидеть все происходящее с героем исключительно глазами само­го героя. В. Г. Белинский писал об образе Мцыри: «...что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполин­ская натура у этого мцыри! Это любимый идеал наше­го поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности». Необходимо отметить, что беглый монах в общест­ве того времени воспринимался отрицательно, так как символизировал человека, отказавшегося от слу­жения Богу. Но образ Мцыри не вызывает негатив­ных эмоций, ведь для него монастырь — это не символ веры, а символ неволи; он не отказывается от Бога, а бросает вызов против оков, наложенных на него обществом! Основная идея поэмы — утверждение необхо­димости свободы для человека и отрицание смирения и рабства. Мцыри — не разочарованный индивидуа­лист и вовсе не испытывает ненависти к людям, на­против, он стремится к тем, кого считает родным себе по духу. Лермонтовский романтизм не был уходом от совре­менности, а означал жажду ее изменения и являлся выражением передовых идеалов времени; сложив­шийся под воздействием лучших традиций романти­ческого творчества А. С. Пушкина, Дж. Г. Байрона, К. Ф. Рылеева, он открыл новую страницу в истории мировой романтической литературы, оказав влияние на следующие поколения русских писателей и поэтов (в частности, на творчество М. Горького).





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Своеобразие поэмы "Мцыри" М Лермонтова 2. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Мцыри > Своеобразие поэмы "Мцыри" М Лермонтова 2
Мцыри

Мцыри


Сочинение на тему Своеобразие поэмы "Мцыри" М Лермонтова 2, Мцыри