А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
«Не в слове дело— в человеке дело» (по пьесе А М Горького «На дне») - сочинение

Я прочитала пьесу Максима Горького «На дне», написанную в 1902 г. В это время в стране кипела политическая жизнь. Быстрыми и бурными темпами развивался капитализм, российское предпринимательство. Промышленная и коммерческая деятельность находили свое отражение и в литературных произведениях. Литература того исторического периода отражала действительность и реальної происходящие события. Нередко это были самые уродливые проявления развивающегося капитализма. О такой «изнанке жизни» и была написана пьеса Максима Горького «На дне». Сам Максим Горький говорил, что эта пьеса явилась итогом его длительных наблюдений за миром «бывших людей».

Это пьеса о жизни «отбросов» общества, собравшихся в одной ночлежке. Именно здесь, в, казалось бы, уже не живой атмосфере и зарождаются главные вопросы: что такое правда и что таком человек.

Мрачный быт костылевской ночлежки изображен А. М. Горьким как воплощение социального зла. Автор так описывает этот приют убогих и «сирых»: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет— от зрителя и, сверху вниз, из квадратного окна с правой стороны».

Под сводами этого подземелья оказались люди самого различного характера и социального положения. Но каждый из них наделен своими, индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, который живет надеждой на возвращение к честному труду, Пепеп, жаждущий правильной жизни, Актер, поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, Настя, которая страстно рвется к настоящей, большой любви. Все они достойны лучшей участи, и тем трагичнее их положение в данный момент.

Три главных героя пьесы «На дне» — Лука, странник, забредший в ночлежку; Сатин, шулер и пьяница, и картузник Бубнов. Их устам Горький и пытается ответить на вопросы.

До прихода Луки жизнь в ночлежке течёт однообразно. Кто-то работает, кто-то пьёт, играет в карты и ничего не делает. У каждого свои проблемы. Клещ ждёт-не дождётся, когда же умрёт его жена Анна;" проститутка Настя мечтает о любви, а Актёр — о театре. Также в «мёртвом» месте образуется любовный треугольник. Василиса, жена владельца ночлежки, влюбляется в вора, Ваську Пепла. Но он любит не Василису, а её сестру Наталью. Но всё меняется, когда появляется Лука. Как луч света озаряет он жизнь в подвале. Он дарит всем надежду на лучшее будущее. И пусть его слова — не всегда правда, пусть «праведная земля» — это миф, но всё же Лука даёт возможность новой жизни.



 
Странник Лука выполняет в этой пьесе роль утешителя. Анну он успокаивает разговором о блаженной тишине после смерти. Пепла он соблазняет картинами вольной и свободной жизни в Сибири. Несчастному пьянице Актеру он сообщает об устройстве специальных лечебниц, где лечат алкоголиков. Так он повсюду сеет слова утешения и надежды. Вот только жаль, что все его обещания основаны на лжи. Нет вольной и свободной жизни в Сибири, нет пока никакого спасения Актеру от его тяжелого недуга, Умрет Анна, так и не увидев настоящей жизни и мучимая мыслью, «как бы больше другого не съесть». Намерения Луки помочь людям на первый взгляд кажутся читателям понятными. Но его ложь отвергает сама окружающая людей действительность, сама суровая правда жизни. Даже автору кажутся фальшивыми благостные речи Луки. И поэтому Горький прибегает к необычному приему: он задолго до финала убирает его: Лука тихонько исчезает и в последнем, в четвертом акте уже не появлялся. Главный оппонент Луки в борьбе за правду — Сатин. Он отвергает философию Луки. «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека». Он ненавидит людей, но между тем, именно ему принадлежат слова: «Человек—это звучит гордо!» Сатин не знает, что ему нужно от жизни, не знает, зачем он вообще есть. «Не можешь работать, тогда просто обременяй землю». Главное и, пожалуй, единственное достоинство Сатина в том, что он умен и дальше всех видит неправду- Но вот к настоящему делу Сатин не пригоден. Он кидается из крайности в крайность: то защищает Луку, то обвиняет его. Другие жители ночлежки, за исключением некоторых, также против Луки. Его главный ненавистник— Бубнов. Он не верит ни единому слову старика и больше всех мечтает, чтоб Лука ушёл из ночлежки. Правда — вот чего требует Бубнов. Но так ли уже виноват Лука? Неужели он бессовестный лжец? Я считаю, что это не так. «Не в слове дело — в человеке дело» — вот, что говорит Лука. Он не лжёт, а лишь возвращает ту нить, тот путь, с которого сбились жители ночлежки. А выбирать, куда идти, должны они сами. Лука не толкал Актёра на смерть. Он сам выбрал себе дорогу. Скорее от безысходности Актёр решает покончить жизнь самоубийством. Его «соседи» не поддержали его. Они не дали ему возможность вернуться к нормальной жизни. Точно также они не дают эту возможность и Насте, разбивают её мечты. Словно им доставляют -удовольствие чужие страдания. Ни себе, ни людям... Мне кажется, что Лука ни плохой и ни хороший. Он— нейтральная сторона, дающая возможность на спасение и тем, и тем. Он жалеет людей. И для него нет либо «чёрненьких», либо «беленьких». И именно Лука видит в Сатине задатки хорошего. И тоже жалеет его. Всех людей нужно пожалеть, и всем дать надежду на лучшее. Я думаю, что настоящий ответ на вопрос автора «Что лучше истина или сострадание?» — в этой пьесе найти тяжело, а может и невозможно. Я думаю, что ложь, если она во спасение, очень часто необходима. Лука стремится дать погибающим людям хоть какую-то призрачную надежду. Он утешает, успокаивает их. Несет пусть и небольшое, но все же облегчение обитателям «дна». Все же остальные только клянут жизнь да грешат, грешат, грешат! А настоящий человек должен жить надеждой и верой в светлое будущее! Пьеса «На дне» — одно из моих любимых произведений Горького. Я думаю, что Горький создал фраз Луки как человека, несущего в себе те качества, которых нам порой так не хватает. Недаром же он дал своему герою имя одного из апостолов Христа...





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме «Не в слове дело— в человеке дело» (по пьесе А М Горького «На дне»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > На дне > «Не в слове дело— в человеке дело» (по пьесе А М Горького «На дне»)
На дне

На дне


Сочинение на тему «Не в слове дело— в человеке дело» (по пьесе А М Горького «На дне»), На дне