А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Люди "дна" характеры и судьбы - сочинение


Сценическое воплощение некоторых пьес Горького не раз вызывало антиправительственные демонстрации и выступления. А пьеса "На дне" (1902) ознаменовала начало нового этапа в его творчестве. Владислав Ходасевич называл произведение Горького "На дне" "может быть - лучшим из всего, что им написано, и, несомненно, - центральным в его творчестве...". Известный критик Н.К. Михайловский утверждал: "Горький не драматург. Драма далеко не его сфера, и его драмати ческие сцены неудовлетворительны уже как вещь, предназна чаемая для сцены". Оценки, как мы видим, диаметрально противоположные, но разговоры о "конце Горького" начались именно после появления "На дне". Попробуем вместе разобраться, насколько эти разговоры были справедливыми по отношению к замечательному писателю.

Поднимался занавес, и публике открывалась та сторона жизни, которая до сих пор не была ей известна. Ночлежка Костылева оказалась страшной правдой о жизни, той самой правдой, от которой благополучные обыватели отворачиваются, делают вид, что ее не замечают. Горем и муками отмечена вся жизнь ночлежников. Совершенно спился и не в состоянии бороться с этой своей болезненной страстью Актер. Положение безработного удручает слесаря Клеща. Многозначительны авторские ремарки, воссоздающие ту атмосферу, в которой будет проходить сценическое действие: "Подвал, похожий на пещеру", "тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой ", "обрубок дерева с тисками и маленькой наковальней", наконец, кровать с умирающей Анной, "закрытая грязным ситцевым пологом". Построение пьесы основано на нескольких пересекающихся друг с другом линиях, создающих сложное полифоническое1 единство. Не случайно большинство постановщиков пьесы-аих за долгую сценическую историю "На дне" было предостаточно - обычно разделяли сцену на несколько участков. Каждый участок словно представлял собой демонстрацию самостоятельного сюжета. Один сюжет разворачивается в отношениях Костылева, Василисы, Васьки Пепла, Наташи. Другой - связывает рабочего Клеща и Анну, затем - Квашню и Медведева, наконец, Барона и Настю. Кроме того, историю таких героев, как Бубнов, Алешка, Актер, - тоже можно представить в качестве самостоятельной сюжетной линии. Но все рассказанные и показанные на сцене судьбы изменяются из-за Луки.

Есть ли спасение для этих опустившихся людей? Откуда это спасение может прийти? Зритель надеется на проявление собственного достоинства у обитателей ночлежки, на то, что они сами найдут в себе силы вырваться на поверхность, покон чить с нынешним своим унизительным для разумного существа положением. Или надежда на спасение появится откудато извне? И вот в эту полную человеческих несчастий ночлежку попадает странник Лука. Начало действия-пробуждение надежды.



 
Людей опустившихся, живущих милостыней, воровством или проституцией, Лука приветствует: "Доброго здоровья, народ честной..." Для него все люди-действительно равны, ибо все они люди. Слово "был", которое герои пьесы относят к себе, для него не имеет значения. Все - люди: "Мне - все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха: все черненькие, все-прыгают... так-то... Старику- где тепло, там и родина..." С появлением Луки - странствующего старика - собственно драматургический конфликт приобретает остроту. Он словно ускоряет все те события, которые назревали в ноч лежке. Лука вселяет в людей надежду, но сам он - столь же безнадежно опустившийся, старый человек. У него даже нет паспорта, в отличие от других ночлежников. Связанный с ним лейтмотив - надежда - парадоксально звучит в пьесе, где люди уже утратили ощущение себя как личности. Актер - один из обитателей ночлежки - потерял веру в себя, в свой талант. Забыл даже любимое стихотворение, которое привык читать, по его собственным словам, под "гром аплодисментов". Лука успокаивает его, рассказывая о больницах, в которых бесплатно лечат от пьянства. И хотя новость эту он явно выдумал, даже города, где эта больница, назвать не может, но совет Актеру дает вполне здравый: "Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись!.. возьми себя в руки и - терпи... А потом - вылечишься... и начнешь жить снова... хорошо, брат, снова-то! Ну, решай... в два приема Человек - все может... лишь бы захотел..." И хотя ночлежники прекрасно видят в словах Луки лишь доброе намерение помочь выпавшим из жизни людям (Васька Пепел даже говорит ему: "Ты, брат, молодец! Врешь ты хорошо... сказки говоришь приятно! Ври, ничего... мало, брат, приятного на свете!"), они обращаются к нему с самыми сокровенными и "безответными" вопросами: "Слушай, старик: Бог есть?" - спрашивает тот же Васька Пепел. И Лука в ответ раскрывает свое жизненное кредо: "Коли веришь-есть; не веришь-нет... Во что веришь, то и есть..." Вообще замечено, что пьеса "На дне" построена как последовательный, развернутый в вопросах и ответах поиск истины. Так что же такое истина? Над этим вопросом и предлагается размышлять зрителям и читателям. Лука не случайно рассказывает притчу о праведной земле. Он вспоминает историю о человеке, жившем в Сибири и верившем в праведную землю. Эта вера придавала ему силы в тяготах, выручала в бедности. Он знал: наступит момент, когда можно будет уйти в "праведную землю", и позади будут все невзгоды. Но сосланный в Сибирь ученый не находит праведной земли, и то гда... "Ну, тут и человек рассердился - как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил - есть! а по планам выходит - нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: "Ах ты... сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый..." Да в ухо ему-раз! Да еще!.. А после того пошел домой и - удавился!.." Владелец ночлежки Костылев правду представляет себе совершенно иначе. Он считает, что вовсе не всякая правда нужна. Для нее нужны не праведная земля, а праведный человек: "Он - про себя ее храни... и - молчи! Ежели он настоящето... странен... он-молчит! А то-так говорит, что никому не понятно... И он - ничего не желает, ни во что не мешается, людей зря не мутит... Как люди живут - не его дело... Он должен преследовать праведную жизнь... должен жить в лесах... в трущобах... невидимо! И никому не мешать, никого не осуждать... а за всех - молиться за все мирские грехи... за мои, за твои... за все! Он для того и суеты мирской бежит... чтобы молиться". Так Костылев представляет себе странников. Однако странник Лука думает о своей миссии иначе. Вера придает человеку силы, это Лука усвоил хорошо. Но для тех, кто разочаровался в своей прежней вере, Лука упоминает о новой... Заряд доброты, благоразумия и веры (как бы плохо ни сочетались два последних слова) он и хочет передать ночлежникам. Он пытается предостеречь Ваську Пепла от убийства Костылева, советует ему уйти вместе с Наташей. Но обстоятельства складываются трагически, Васька все же убивает Костылева, и Лука исчезает в кульминационный момент действия. Так что же остается после Луки? Хотя он заранее готовился уйти (ему, "беспачпортному", вовсе не хочется лишний раз иметь дело с полицией), его исчезновение влечет за собой разочарование ночлежников, более того, крушение всех надежд. Как в одноименном рассказе Льва Толстого, Горький включает в течение пьесы три смерти: Костылева, Анны и Актера. И Лука имеет отношение к каждой из них. Одну из них он не сумел предотвратить, другую - облегчил, а самоубийство Актера - спровоцировал, спровоцировал тем, что оставил его без какой бы то ни было возможности изменить свою жизнь. В философской насыщенности пьесы, в том, что напряженнейшие диалоги о важнейших проблемах бытия разворачивались в полифоническом театральном действии, и проявилось драматургическое новаторство Горького.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Люди "дна" характеры и судьбы. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > На дне > Люди "дна" характеры и судьбы
На дне

На дне


Сочинение на тему Люди "дна" характеры и судьбы, На дне