А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Образ «дна» и проблема нравственного выбора человека в пьесе М Горького «На дне» - сочинение



Пьеса М. Горького «На дне», до сегодняшнего дня волнующая умы и сердца читателей и зрителей, изображает жизнь босяков, опустившихся на «дно» жизни. Впервые в литературе и драматургии героями произведения стали люди в том виде, в каком изобразил их Горький. «На дне» жизни мы встречаемся с гордыми людьми, имеющими собственную философию, они не жалки и не бесполезны. Часто они обладают хорошими природными задатками и с насмешкой относятся к эксплуататорам, к которым относится хозяин ночлежки Костылев. Это люди, всем своим образом жизни обреченные на страдания, опустившиеся на «дно» из-за социально неразрешимых проблем неравенства, несправедливости. Действие пьесы происходит в мрачном полутемном подвале. Подвал похож на пещеру, в нем сводчатый, низкий потолок, который давит своей каменной тяжестью. В этом помещении темно, там нет простора и трудно дышать.

.. Здесь собрались воры, нищие, калеки — все, кто выброшен из жизни. Эти люди являются в обществе никому не нужными, изгоями. Они не похожи друга на друга ни взглядами, ни мыслями, ни жизненными принципами, ни прошлой судьбой, только образом жизни. Объединяет их то, что они лишние, одинаково голодные, измученные и никому не нужные. Пестрая галерея персонажей пьесы — это жертвы капиталистического порядка, даже здесь, на самом «дне» жизни, хозяева, мещане-собственники, не останавливаются ни перед каким преступлением и пытаются выжать из них, обессиленных и обездоленных, несколько грошей.

Но именно обитателей ночлежки интересуют вопросы о месте человека в окружающем мире. У каждого из них есть определенная философия, на которой они и стараются построить свою жизнь. Бубнов считает, что в подлом и грязном мире нет добрых людей. Все люди, с его точки зрения, лишь притворяются, раскрашивают себя, но «снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется».

Клещ, несмотря на озлобленность на людей и жестокость по отношению к своей жене Анне, верит в то, что тяжелый и изнурительный, но честный труд может вернуть его в «настоящую» жизнь: «Я — рабочий человек... Мне глядеть на них стыдно... Я с малых лет работаю... Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу... кожу сдеру, а вылезу».

с Актер спился и потерял свое имя, но он все еще надеется, что к нему вернется его дар: «... Главное талант... А талант — это вера в себя, в свою силу».

Настя— женщина, продающая свое тело. Но она мечтает о недостижимой для нее в реальной жизни подлинной, возвышенной любви.

 
Сатин — шулер-философ. Он считает бессмысленной жизнь, проходящую в колесе: еда — работа. Мнение Сатина противоположно принципам Клеща: «Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?» Обитатели ночлежки в начале пьесы даже в совместном разговоре слышат лишь себя, они равнодушны друг к другу. Каждый босяк ищет надежду и утешение в иллюзиях о возможном будущем. Здесь одну из определяющих ролей играет старец-странник, прохожий старичок Лука. С его приходом начинаются серьезные изменения во внутреннем состоянии героев. Кто он такой и откуда появился — не знает никто. Лука пытается поддержать надежду в героях пьесы, старается им по-своему помочь и этим на время лечит душевные раны собеседников, он подбирает к сердцу каждого свой ключик. Лука верит в человека, утверждает, что «человек все может... лишь бы захотел». Ему же принадлежат слова: «Все ищут люди, все хотят— как лучше... Они найдут! Они придумают! Помогать только надо им... Уважать надо...» Нельзя сказать, что гуманизм Луки пассивный, беспомощный. Он старался реально помочь людям задуматься о своей жизни, о том, что все должно быть не так. Многих он повигнул к поиску выхода, поддержал в них надежду. Лука утешил и успокоил умирающую Анну перед смертью — а это самое важное в последние мгновения жизни. Кроме него никому не было до нее дела. Утешающая ложь Луки встретила сочувствие у ночлежников. Ему поверили, так как хотели поверить в существование иной правды, так как страстно желали вырваться из ночлежки и пробиться к другой жизни, хотя пути к ней были неясны. Но сами Они оказались слабыми людьми, и поэтому трагический конец для многих стал неизбежным. Некоторые утверждают, что именно «ложь» Луки всем «навредила». На самом же деле причина трагедии в том, что Актер не поверил в себя, в свои силы, а лишь опирался на мечту о большем забыв, что лечение было лишь ступенькой к возвращению в искусство. Васька Пепел очень долго думал и решался. Но решился ли он до конца? А ведь у него была возможность уйти и одному начать новую жизнь, достичь чего-то и потом вернуться за Наташей. Получилось же все по-другому: Актер повесился, Наташу из-за ревности обварила и сделала калекой злая сестра Василиса, влюбленная в Пепла, сам Васька попал в тюрьму за убийство старика Костылева. С одной стороны, бесконечно веря в человека, Лука считал, что жизнь изменить очень сложи! поэтому проще измениться самому, приспособиться. Но принцип «во что веришь, то и есть» заставляет человека смириться с нищетой, невежеством, несправедливостью, а не бороться за лучшую жизнь? Поэтому верны и замечательные слова Сатина: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека». Многие герои пьесы не смогли не лгать самим себе — и это стало для них настоящей трагедией. Найти выход даже из самого трудного положения может лишь человек, реально оценивающий свои силы и способности, видящий цель перед собой и никогда не старающийся обмануть себя, чтобы закрыть глаза на сложность и запутанность пути.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Образ «дна» и проблема нравственного выбора человека в пьесе М Горького «На дне». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > На дне > Образ «дна» и проблема нравственного выбора человека в пьесе М Горького «На дне»
На дне

На дне


Сочинение на тему Образ «дна» и проблема нравственного выбора человека в пьесе М Горького «На дне», На дне