А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Образ «дна» и проблема нравственного выбора человека (по пьесе М Горького «На дне») - сочинение


В начале двадцатого века в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова над головой и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на «дно» жизни.

Пьеса М. Горького «На дне», до сегодняшнего дня волнующая умы и сердца читателей и зрителей, изображает жизнь этих людей. Впервые в литературе и драматургии героями произведения стали босяки— в том виде, в каком изобразил их Горький. «На дне» жизни мы встречаемся не с жалкими и бесполезными, никчемными людьми, какими их привыкли изображать, а с людьми, которые обладают хорошими природными задатками, с людьми гордыми, которые имеют определенную философию жизни и с насмешкой относятся к эксплуататорам типа хозяина ночлежки Костылева. Но босяки Горького— это все-таки люди, опустившиеся на самое «дно» жизни под грузом социального неравенства и Несправедливости. Это люди, которые самим образом жизни обречены на страдания. £ Действие пьесы «На дне» происходит в мрачном полутемном подвале, похожем на пещеру, со сводчатым, низким потолком, который давит на людей своей каменной тяжестью, где темно, нет простора и трудно дышать.

Здесь собрались воры, нищие, калеки — все, кто выброшен из жизни. Эти люди являются в обществе никому не нужными изгоями. Они не похожи друга на друга ни взглядами, ни мыслями, ни жизненными принципами, ни самим образом жизни, ни прошлой судьбой. Объединяет их лишь то, что они лиійние, одинаково голодные, измученные и никому не нужные. Пестрая галерея персонажей пьесы — это жертвы капиталистического порядка, даже здесь, на самом «дне» жизни, хозяева, мещане-собственники, не останавливаются ни перед каким преступлением и пытаются выжать из них, обессиленных и обездоленных, несколько грошей.

Несмотря на все это, именно обитателей ночлежки интересуют вопросы о месте человека в окружающем мире. У каждого из них есть определенная философия, на которой они и стараются построить свою жизнь.

Бубнов считает, что мир подлый и грязный, здесь нет добрых людей, все лишь притворяются, раскрашивают себя, но «снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется».

Клещ озлоблен на людей, жесток со своей женой Анной, но верит в то, что тяжелый, изнуренный, но честный труд может вернуть его в «настоящую» жизнь: «Я — рабочий человек... Мне глядеть на них стыдно... Я с малых лет работаю... Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу... кожу сдеру, а вылезу».


 
Спившийся и потерявший свое имя Актер надеется, что к нему вернется его дар: «... Главное талант... А талант— это вера в себя, в свою силу». Настя, женщина, продающая свое тело, мечтает о подлинной, возвышенной любви, которая в реальной жизнь недостижима. Сатин — шулер-философ — имеет мнение, противоположное принципам Клеща: «Работать? Для! чего? Чтобы быть сытым?» Ему кажется бессмысленным всю жизнь вертеться в колесе: еда — работа. Каждый босяк ищет надежду и утешение в иллюзиях о возможном будущем. Здесь одну из определяющих ролей играет старец-странник, прохожий старичок Лука. С его приходом начинаются серьезные изменения во внутреннем состоянии героев. Кто он, откуда появился — никто не знает. Но он старается по-своему помочь героям пьесы, поддерживает в них надежду и этим на время лечит душевные раны собеседников, подбирая свой ключик к сердцу каждого. Лука верит в человека, утверждает, что «человек все может... лишь бы захотел». Ему же принадлежат слова: «Все ищут люди, все хотят — как лучше... Они найдут! Они придумают! Помогать только надо им... Уважать надо...» Нельзя сказать, что гуманизм Луки пассивный, беспомощный. Он сумела реально помочь многим людям задуматься о своей жизни, о том, что так быть не должно, подвигнул Я их к поиску выхода, поддержал надежду. Никому, кроме него, не было дела до умирающей Анны, которую он сумел утешить и успокоить перед смертью — а разве есть что-то важнее в последние минуты! жизни? Лука указал вору Ваське Пеплу верный путь — нужно было лишь решиться пойти по нему. Да и Актер после бесед с Лукой уж если и не нашел бы свою бесплатную лечебницу для алкоголиков, но смог бы взяться за себя, усилием воли воздержаться от пьянства, что ему частично и удалось, и вернуться в искусство, начать жить заново. Утешающая ложь Луки встретила сочувствие у ночлежников. Ему поверили, так как хотели поверить в существование иной правды, так как страстно желали вырваться из ночлежки и пробиться к другой жизни, хотя пути к ней были неясны. Но на самом деле Лука не сумел бы, да и не собирался, начать, решиться, сделать все это за обездоленных героев, а сами они оказались слабыми людьми, и поэтому трагический конец для многих оказался неизбежным. Некоторые утверждают, что именно «ложь» Луки всем «навредила». На самом ] же деле причина трагедии в том, что Актер не поверил в себя, в свои силы, а лишь опирался на мечту о больнице, забыв, что лечение было лишь ступенькой к возвращению в искусство. Васька Пепел! очень долго думал и решался. Но решился ли он до конца? А ведь у него была возможность уйти] и одному начать новую жизнь, достичь чего-то и лишь потом вернуться за Наташей. Получилось же все по-другому: Актер повесился, Наташу из-за ревности обварила и сделала калекой злая сестра Васили- са, влюбленная в Пепла, сам Васька попал в тюрьму за убийство старика Костылева. С одной стороны, бесконечно веря в человека, Лука считал, что жизнь изменить очень сложно, поэтому проще приспособиться. Но принцип «во что веришь, то и есть» заставляет человека смирить- ся с нищетой, невежеством, несправедливостью, а не бороться за лучшую жизнь. Поэтому верны и замечательные слова Сатина: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека». Многие герои пьесы не смогли не лгать самим себе — и это стало для них настоящей трагедией. Найти выход даже из самого трудного положения может лишь человек, реально оценивающий свои силы и способности, видящий цель перед собой и никогда не старающийся обмануть себя, чтобы закрыть глаза на сложность и запутанность пути.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Образ «дна» и проблема нравственного выбора человека (по пьесе М Горького «На дне»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > На дне > Образ «дна» и проблема нравственного выбора человека (по пьесе М Горького «На дне»)
На дне

На дне


Сочинение на тему Образ «дна» и проблема нравственного выбора человека (по пьесе М Горького «На дне»), На дне