Проблема гуманизма в пьесе М Горького «На дне» - сочинение
Пьеса М. Горького «На дне» была написана в 1902 году. М. Горький вводит в литературу образ босяка, люмпена, но рассказывает о нем по-своему. Тема людей дна не нова в литературе. Она присутствует в произведениях Достоевского, Гоголя.
Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горькими как воплощение социального зла. Автор показывает приют, «похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой... свет из маленького квадратного окна...»
Под сводами костылевского подземелья оказались люди самых разных профессий и характеров. Здесь и рабочий Клещ, живущий надеждой на возвращение к честному труду; Пепел, жаждущий правильной жизни; Актер, поглощенный воспоминаниями о своей былой славе; Настя, рвущаяся к большой чистой любви. Все эти люди, конечно, Достойны лучшей участи. Тем трагичней их положение.
Рисуя обитателей ночлежки и подчеркивая их человеческие черты, Горький между тем показывает, что босяки — это серые бессильные люди, не годные для переустройства России.
Каждый из ночлежников думает, мечтает о лучшем, но сделать, изменить хоть как-нибудь свое трагическое положение не может в силу трагического стечения обстоятельств, и поэтому остаются одни декларации: «человек звучит гордо». И вот появляется в пьесе НОВЫЙ, неведомо откуда взявшийся персонаж. Вместе с ним появляется и новый мотив — утешение, успокоение, умиротворение.
Сам Горький поставил вопрос, что лучше: истина или сострадание, правда или ложь во спасение? Нужно ли пользоваться ложью, как лучше?
Странник Лука выполняет в пьесе роль утешителя. Анну он успокаивает разговором о блаженной тишине после смерти. Пепла соблазняет картинами вольной и свободной жизни в Сибири. Актеру рассказывает об устройстве специальных лечебниц. Жаль только, что все его обещания основаны на лжи. Нет вольной жизни в Сибири, нет излечения Актеру. Умрет несчастная Анна, так и не повидавшая настоящей жизни, мучимая мыслью, как бы не съесть больше другого.
Намерения Луки помочь людям кажутся понятными. Он рассказывает притчу о человеке, который верит в существование праведной земли. Когда некий ученый доказал, что земли нет, то этот человек повесился. Этим Лука хочет подтвердить, насколько спасительна для людей бывает ложь и насколько не нужна и опасна бывает для них правда.
Горький эту философию отвергает. Ложь старца играет реакционную роль. Вместо того чтобы поднять людей на борьбу против неправедной жизни, он примиряет угнетенных с их положением. Эта ложь является выражением слабости, бессилия.
Сама действительность опровергает утешительную правду Луки. В свете происходящего на сцене слова Луки кажутся фальшивыми. Горький прибегает к одному композиционному приему: задолго до конца он убирает одного из главных героев пьесы: Лука потихоньку исчезает. -
Философию Луки отвергает противопоставленный ему Сатин. «Ложь — религия рабов и хозяев, правда — бог свободного человека!» — говорит он, но из этого не следует, что Сатин положительный герой. Он умен и дальше всех других видит неправду. Но к настоящему делу Сатин непригоден.
Фактического ответа на вопрос автора в пьесе нет. Мне кажется, что ложь во спасение иногда необходима. Лука хочет дать людям хоть надежду, несет хоть небольшое, но облегчение.
Дело в том, что гуманистическая идея пьесы оказалась выше тех рамок, которые обозначил сам автор. Горький говорил, что Лука — хитрый, умеющий войти в доверие людей человек, но, по моему мнению, образ Луки оказался более вечным и гуманным, чем пламенные монологи Сатина.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Проблема гуманизма в пьесе М Горького «На дне». Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> На дне
> Проблема гуманизма в пьесе М Горького «На дне»