А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Проблема гуманизма в пьесе М Горького «На дне» - сочинение

Пьеса М. Горького «На дне» была написана в 1902 году. М. Горький вводит в литературу образ босяка, люм­пена, но рассказывает о нем по-своему. Тема людей дна не нова в литературе. Она присутствует в произведениях Достоевского, Гоголя.

Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горь­кими как воплощение социального зла. Автор показывает приют, «похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, камен­ные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой... свет из маленького квадратного окна...»

Под сводами костылевского подземелья оказались люди самых разных профессий и характеров. Здесь и рабочий Клещ, живущий надеждой на возвращение к честному тру­ду; Пепел, жаждущий правильной жизни; Актер, погло­щенный воспоминаниями о своей былой славе; Настя, рву­щаяся к большой чистой любви. Все эти люди, конечно, Достойны лучшей участи. Тем трагичней их положение.

Рисуя обитателей ночлежки и подчеркивая их челове­ческие черты, Горький между тем показывает, что бося­ки — это серые бессильные люди, не годные для переуст­ройства России.
Каждый из ночлежников думает, мечтает о лучшем, но сделать, изменить хоть как-нибудь свое трагическое положение не может в силу трагического стечения обстоятельств, и поэтому остаются одни декларации: «человек звучит гордо». И вот появляется в пьесе НОВЫЙ, неведомо откуда взявшийся персонаж. Вместе с ним появляется и новый мотив — утешение, успокоение, умиротворение.

Сам Горький поставил вопрос, что лучше: истина или сострадание, правда или ложь во спасение? Нужно ли пользоваться ложью, как лучше?



 
Странник Лука выполняет в пьесе роль утешителя. Анну он успокаивает разговором о блаженной тишине после смерти. Пепла соблазняет картинами вольной и свободной жизни в Сибири. Актеру рассказывает об уст­ройстве специальных лечебниц. Жаль только, что все его обещания основаны на лжи. Нет вольной жизни в Сиби­ри, нет излечения Актеру. Умрет несчастная Анна, так и не повидавшая настоящей жизни, мучимая мыслью, как бы не съесть больше другого. Намерения Луки помочь людям кажутся понятными. Он рассказывает притчу о человеке, который верит в существование праведной земли. Когда некий ученый доказал, что земли нет, то этот человек повесился. Этим Лука хочет под­твердить, насколько спасительна для людей бывает ложь и насколько не нужна и опасна бывает для них правда. Горький эту философию отвергает. Ложь старца игра­ет реакционную роль. Вместо того чтобы поднять людей на борьбу против неправедной жизни, он примиряет уг­нетенных с их положением. Эта ложь является выраже­нием слабости, бессилия. Сама действительность опровергает утешительную прав­ду Луки. В свете происходящего на сцене слова Луки ка­жутся фальшивыми. Горький прибегает к одному компо­зиционному приему: задолго до конца он убирает одного из главных героев пьесы: Лука потихоньку исчезает. - Философию Луки отвергает противопоставленный ему Сатин. «Ложь — религия рабов и хозяев, правда — бог сво­бодного человека!» — говорит он, но из этого не следует, что Сатин положительный герой. Он умен и дальше всех других видит неправду. Но к настоящему делу Сатин не­пригоден. Фактического ответа на вопрос автора в пьесе нет. Мне кажется, что ложь во спасение иногда необходима. Лука хочет дать людям хоть надежду, несет хоть небольшое, но облегчение. Дело в том, что гуманистическая идея пьесы оказалась выше тех рамок, которые обозначил сам автор. Горький говорил, что Лука — хитрый, умеющий войти в доверие людей человек, но, по моему мнению, образ Луки ока­зался более вечным и гуманным, чем пламенные моно­логи Сатина.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Проблема гуманизма в пьесе М Горького «На дне». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > На дне > Проблема гуманизма в пьесе М Горького «На дне»
На дне

На дне


Сочинение на тему Проблема гуманизма в пьесе М Горького «На дне», На дне