А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Проблема гуманизма в пьесе Горького "На дне" - сочинение









Пьеса А.М.Горького "На дне" была написана в 1902 году, в переломный момент для России. Горький вводит в русскую литературу новогогероя - люмпена, босяка. Но рассказывает о нем по-новому. Тема людейдна не нова для русской литературы: Гоголь, Достоевский, Гиляровскийобращались к этой теме. Сам Горький отмечал, что пьеса явилась итогом его почти20-летних наблюдений над миром "бывших людей". Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Автор описывает этот приют убогих и "сирых":"Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет - от зрителя и, сверху вниз,- из квадратного окна с правой стороны". Под сводами костылевского подземелья оказались люди самогоразличного характера и социального положения. Каждый из них наделенсвоими, индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, живущий надеждой на возвращение к честному труду, Пепел, жаждущий правильной жизни,Актер, поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, Настя, страстнорвущаяся к настоящей, большой любви. Все эти люди, конечно, достойнылучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас. Рисуя обитателей костылевской ночлежки и подчеркивая в них человеческие черты, достойные сострадания, Горький вместе с тем со всейрешительностью вскрывает в пьесе бессилие босяков, их непригодностьдля дела переустройства России. Каждый из ночлежки живет надеждами, носделать что-нибудь, изменить свое плачевное положение не может в силутрагического стечения обстоятельств. И остаются одни только декларациио том, что "человек... звучит гордо". Но вот появляется в пьесе новый,неведомо откуда взявшийся персонаж -Лука. Вместе с ним появляется новый мотив в пьесе: возможность утешения или разоблачения. Сам Горький указывал, в чем состояла главная проблема пьесы:"Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истинаили сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того,чтобы пользоваться ложью, как Лука?" Эта фраза Горького была вынесенав заголовок сочинения. За этой фразой автора стоит глубокая философская мысль. Точнее вопрос: что лучше - истина или сострадание, правдаили ложь во спасение. Пожалуй, этот вопрос так же сложен, как и самажизнь. Над разрешением его бились многие поколения. Тем не менее попытаемся найти ответ на поставленный вопрос. Странник Лука выполняет в пьесе роль утешителя. Анну он успокаивает разговором о блаженной тишине после смерти. Пепла он соблазняет картинами вольной и свободной жизни в Сибири. Несчастному пьяницеАктеру он сообщает об устройстве специальных лечебниц, где лечат алкоголиков. Так он повсюду сеет слова утешения и надежды. Жаль, только,что все его обещания основаны на лжи. Нет вольной жизни в Сибири, нетспасения Актеру от его тяжелого недуга. Умрет несчастная Анна, так ине повидавшая настоящей жизни, мучимая мыслью, "как бы больше другогоне съесть". Намерения Луки помочь другим людям кажутся понятными. Онрассказывает притчу о человеке, который верил в существование праведной земли. Когда некий ученый доказал, что такой земли нет, человек сгоря повесился. Этим Лука хочет лишний раз подтвердить, насколько спасительная для людей иногда ложь и как не нужна и опасна для них бываетправда. Эту философию оправдания спасительной лжи Горький отвергает.Ложь старца Луки, подчеркивает Горький, играет реакционную роль. Вместо того, чтобы звать на борьбу против неправедной жизни, он примиряетугнетенных и обездоленных с угнетателями и тиранами. Эта ложь, по мнению автора пьесы, выражение слабости, исторического бессилия. Так думает автор. А как думаем мы? Сама композиция пьесы, ее внутреннее движение, разоблачает философию Луки. Последуем же вслед за автором и его замыслом. В началепьесы мы видим, как каждый из героев одержим своей мечтой, своей иллюзией. Появление Луки с его философией утешения и примирения укрепляетобитателей ночлежки в правоте их неясных и призрачных увлечений и дум.Но вместо мира и тишины в костылевской ночлежке назревают острые драматические события, которые достигают своей кульминации в сцене убийства старика Костылева. Сама действительность, сама суровая правда жизни опровергает утешительную ложь Луки. В свете происходящего на сценеблагостные разглагольствования Луки кажутся автору фальшивыми. Горькийприбегает к необычному композиционному приему: он задолго до финала, втретьем акте, убирает одного из главных героев пьесы: Лука тихонькоисчезает и в последнем, четвертом акте уже не появляется. Философию Луки отвергает противопоставленный ему Сатин. "Ложь- религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека!" - говоритон. Из этого вовсе не следует, что Сатин - положительный герой. Главное достоинство Сатина в том, что он умен и дальше всех видит неправду. Но к настоящему делу Сатин не пригоден. Фактического ответа на вопрос автора: "Что лучше: истина илисострадание?" - в пьесе нет. Мне кажется, что ложь во спасение необходима. Лука старается дать погибающим людям хоть какую-то надежду. Онутешает их, успокаивает. Несет хоть и небольшое, но облегчение обитателям "дна". Все же остальные клянут жизнь... и грешат, грешат, грешат. А человек живет надеждой!.. Дело в том, что гуманистическая идея пьесы оказалась выше техрамок, которые обозначил сам автор. Горький, разъясняя артистам МХАТ,как должны играть актеры в его пьесе, говорил, что Лука - человек хитрый, себе на уме, ловко пользующийся расположением к себе людей. Ноартист Москвин, игравший Луку, сыграл его так искренне, проникновеннои убедительно, что вышел за рамки, намеченные Горьким. Да, образ Лукиоказался более гуманным и вечным, чем пламенные монологи шулера Сатина.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Проблема гуманизма в пьесе Горького "На дне". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > На дне > Проблема гуманизма в пьесе Горького "На дне"
На дне

На дне


Сочинение на тему Проблема гуманизма в пьесе Горького "На дне", На дне