А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > На дне > Пьеса «На дне» неограниченный материал для исследования
Пьеса «На дне» неограниченный материал для исследования - сочинение
С первых страниц бросается в глаза удручающая обстановка нищенской жизни: голод, грязь, болезни, пьянство, озлобление. Каждый обитатель ночлежки замкнут в своем горе. Каждого героя волнует одна проблема — как достичь счастья. Казалось бы, путь к нему очень простой: честная трудовая жизнь, гуманное поведение и вера. Если внимательно приглядеться к героям пьесы, то увидим, что у многих из них как раз такие побуждения. Разве не трудом своим хочет добиться успеха Клещ? Не к любви ли, чистой и возвышенной, тянется Настя? Не к Богу ли обращен взор Анны? Вера — вот что только и осталось у них в жизни. «У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы нет!» — с горьким чувством восклицает Актер. У этих людей отняли все, но не смогли отнять веры в лучшее. Есть в драме и другой тип характеров. Чем-то близки друг другу Бубнов, Сатин, Барон. Они смирились со своим положением и даже подсмеиваются над обитателями ночлежки, но в то же время верно и глубоко судят о жизни и человеке. Положение в пьесе меняется с приходом странника Луки. Тяжелый жизненный опыт странника, бесприютные скитания поясняют основные черты его характера: интерес к людям, всепрощение. Он очень скоро начинает понимать всех обитателей ночлежки. Оценки странника точны, остроумны. Лука внимателен к бедам и страданиям Анны, Насти, Наташи, Актера, Клеща, Пепла. Разве удивительно, что к старику тянутся обитатели костылевского подвала? Лука кажется им единственным защитником несчастных. Есть во взглядах Луки и противоречия. Старик считает, что можно приспособиться к жизни, не замечать сложностей и собственных ошибок: «Она, правда-то, — не всегда по-недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь...». Каждый, кто поверил Луке, получил ложную надежду на спасение. Странник пытается воскресить угасшие надежды, и создается впечатление, что его намерения благи. Так, Актер собирается искать мифический город, где есть лечебница, в которой бесплатно лечат алкоголиков; Пепел мечтает уехать в Сибирь, где созданы «прекрасные» условия для того, чтобы они с Настей могли начать сначала новую жизнь; несчастная Анна пытается перед смертью полюбить загробный мир, а Настя начинает верить, что она пережила настоящую любовь. Лишь Бубнов, Сатин и Барон уклоняются от советов старика. Когда начинается цепь трагедий, Лука незаметно исчезает, а с ним улетают и призрачные надежды на какие-то перемены. В ночлежке же идет привычная жизнь: пьянствуют, ругаются, играют в карты, звенит инструментами Клещ, стонет Анна. В четвертом действии пьесы, уже без Луки, Наташи, Пепла и Анны, гнетущая безысходность охватывает ночлежку. Главный герой этого действия — Сатин. Он говорит, что старик подействовал на него, как кислота на «старую, грязную монету». Сатин сочувствует людям не меньше, чем Лука, но понимает, что назначение сильного — не утешать, а искоренять зло и страдания. Я уверена, что это одно из самых твердых убеждений самого Горького. И Сатин не прощает Луке «ложь из жалости», так как это неизбежно ведет к примирению с реальностью. Мы понимаем, что в Сатине погибли сильная благородная натура и ясный ум. В самом конце пьесы несколько человек затягивают любимую песню: «Солнце всходит и заходит, а тюрьме моей темно». Солнце не заглядывает в сырую темноту подвала, который похож то на пещеру, то на могилу. Или на тюрьму. Ее не надо стеречь, как в песне. Из нее нет выхода. Но в каких бы нечеловеческих условиях не жили герои, они все-таки люди, и их судьбы вызывают у нас жалость, поэтому с высказываниями Сатина мы не можем не согласиться. Пьеса «На дне» проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы слово «человек» звучало гордо. Сейчас, в эпоху, когда мы вновь заговорили о гуманизме и милосердии, когда показываем «милость к «падшим», пьеса Горького «На дне» обретает иное значение. Это не просто выдающееся творение человеческого ума, это произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к вечным проблемам добра, милосердия и справедливости.
В пьесе «На дне» люди дна прежде всего теряют свое имя. Все обитатели ночлежки имели его когда-то, об этом мы узнаем из списка действующих лиц. «Без имени нет человека», — говорит Актер. Смерть Анны — тоже потеря имени. Все, кто потерял имя, — мертвы. Для Горького важно, как относится к потере имени герой, и в том, что Актеру «обидно потерять имя», — это предвосхищение его трагического конца. В судьбах героев пьесы есть что-то недосказанное. Васька Пепел — в тюрьме, приговор нам неизвестен. Наташа — пропала без вести. Василиса — вывернется, наверное, но неизвестно. Клещ — живет в ночлежке шесть лет и вряд ли воскреснет на седьмой. В то же время конец пьесы — примирение «бывшего человека» с судьбой. Из ночлежки ушли Пепел, Актер и Анна, а на их место пришли Клещ, Медведь и Татарин. Как и во всех произведениях Горького, в пьесе «На дне» возрастает роль слова. Большинство слов и понятий для героев пьесы однозначны. К примеру, утро для Анны — надежда еще пожить; для Сатина — желание выпить; для Наташи — прощание с роковой любовью; для Клеща— начало еще одного бесцельного дня. Слово определяет внутренний мир человека. У Барона есть любимое слово: «Дальше!» — слово человека, вся жизнь которого осталась в прошлом. Он как бы знает уже все и ждет чего-то нового, что никак не приходит. Актер весь начинен цитатами, он даже напился «как сорок тысяч пьяниц». Речевая характеристика героя помогает глубже понять его сущность, авторское отношение к нему. Считаю, что в пьесе нет главного героя и уж тем более героя положительного. В то же время некого назвать и отрицательным героем. Центр пьесы постоянно перемещается: то внимание приковывается к Пеплу, то к Клещу, то к Сатину. Это говорит о том, что Горький не ставит крест даже на самых неприятных ему героях, и все герои — носители правды, и он оценивает правду каждого, и жизнь отображается писателем с предельной правдивостью. Все действующие лица пьесы совсем не похожи на свободных людей. Они — худшие из рабов и худшие из хозяев. Ленивые рабы и жестокие хозяева. Неудачники. Они — те, кто слаб душой, и те, кто живет чужими соками. А про таких Сатин говорит, что им ложь нужна, что одних она поддерживает, а другие прикрываются ею. «А кто — сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь?» — говорит Сатин. Но в пьесе нет никого, кто мог бы претендовать на то, что он сам себе хозяин. Независимый, гордый, страшный Пепел, и тот кругом опутан хитрой Василисой. «Человека не надо утешать жалостью, — далее утверждает Сатин. — Человека лучше уважать». Но что такое для него человек? «Это не ты, не я, не они... нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... В одном!.. Это — огромно! В этом все начала и концы... Все в человеке, все для человека». Получается, по словам Сатина, что человека надо уважать не за то, что он огромен и всем известен, но за то, что он мал еще и не проявил себя, за потенциал, в нем заключенный, за то, что он еще может принести всем нам пользу, если сами же люди ему не помешают. Но финал пьесы трагичен. Разбуженные Лукой люди неизбежно вступают в конфликт с внешним миром, а жизнь устроена таким образом, что свободным человек в таком мире быть не может. В тюрьме Васька, Наташа пропала без вести, повесился Актер. До тех пор, пока люди не найдут правду, мир обречен. Сочинение Горький М. - На дне Жизнь в прошлом у каждого из героев была разной, и каждый из них пришел на «дно» своим путем. Но все они были выброшены из жизни в силу условий, созданных в обществе. Если человек выбивался из колеи, ему грозило «дно», неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Каждому из ночлежников есть что вспомнить в прожитой ими жизни. Так, Сатин был в прошлом телеграфистом, много читал. И Актер с Бароном часто вспоминали все хорошее из своей жизни. Прошлое осталось в памяти, как что-то светлое, приятное, а настоящее и помянуть нечем, разве могут ос таться в памяти постоянные пьянки, ругань и брань? Конечно, нет. Так и живут жители ночлежки, не задумываясь о том, что их ждет в будущем. Жизнь течет медленно и незаметно. Но вот в ночлежке появляется странствующий Лука. Бродяга Лука пришел к выводу, что человек достоин жалости и щедро одаривает ею ночлежников. Он выступает как утеши тель и проповедует утешительную ложь, которая лишь на время может успокоить человека, приглушить тяжелую реальность. Больной Анне он обещает хорошую жизнь на том свете, Ваське Пеплу рассказывает о «золотой» Сибири, Актеру сообщает о лечебнице для алкоголиков. Как появился, так незаметно и исчезает Лука. Но его появление не осталось бесследным для обитателей ночлежки. Одни погибли, другие впали еще в большее отчаяние, на смену им пришли новые обитатели ночлежки. Горький подчеркивает, что нельзя служить и быть полезным людям, обманывая их, уводя их от реальной жизни. И поэтому в противовес Луке писатель ставит философа Сатина. Сатин понимает, что Лука лжет не из корысти, а из жалости к людям. В монологе четвертого акта он провозглашает новое отношение к человеку. Он убежден, что человека нужно не жалеть, не унижать жалостью, а уважать. Монолог во славу человека, произнесенный в минуту душевного подъема, облегчает и разоблачает ложь, несправедливость существующего строя.- Сатин с теплотой отзывается о человеке, о труде, правде. «На дне» — пьеса о силе человека, задавленной капиталистическим обществом. Пьеса разоблачает и обнажает подлинное лицо общества, принципы, правила, законы, царящие в стране, направленные против человека-труженика.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


На дне

На дне


Сочинение на тему Пьеса «На дне» неограниченный материал для исследования, На дне



Больше всего просматривают

  1. Сочинение моя семья
  2. Сочинение на тему Тарас бульба
  3. Сочинение на тему Евгений Онегин
  4. Сочинение на тему капитанская дочка
  5. Тема свободы в поэме мцыри
  6. Сочинение на тему мцыри
  7. Сочинение на тему новый год
  8. Сочинение про маму
  9. Сочинение по рассказу бежин луг
  10. Сочинение Евгений Онегин образ Онегина
  11. Сочинение на тему первый снег
  12. Сочинение если бы я был учителем
  13. В здоровом теле здоровый дух сочинение
  14. Сочинение отцы и дети образ Базарова
  15. Характеристика Тараса бульбы
  16. Сочинение на тему зимняя природа
  17. Характеристика левши из рассказа левша
  18. Мои увлечения сочинение
  19. Сочинение на тему
  20. Юсерч ўшўшъютр