А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Социальная проблематика пьесы А М Горького "На дне" - сочинение




Со времени создания пьес Горького прошло много лет, но и теперь они читаются и идут в театрах. Видимо, им предопределена долгая жизнь. Можно сказать, что это-энциклопедия предреволюционной России, история, запечатленная мастерски и жизненно, но нельзя забывать, что в них много общечеловеческого, подходящего не только к прошлой, но и к нынешней жизни.

"Чело-век! Это великолепно! Это звучит... гордо!" Эти слова, сказанные на заре ХХ века, определяли творческую линию писателя. Он любил людей, поэтому его воображение, пронизанное прекрасной мечтой о великом призвании человека, рождало такие изумительные образы, как Данко. Но он же выступал и со страстным, горячим протестом против всего, что принижало человека, против всех "свинцовых мерзостей жизни". В пьесе "На дне" с большой силой и непревзойденным художественным мастерством показаны те ужасные условия жизни, которые толкают на "дно" ее, в "яму". И тогда человек перестает быть человеком. Да разве ж это люди обитают в омерзительной ночлежке Костылева? Они утратили все челове ческое, потеряли даже облик человека, превратились в жалких, никому не нужных "существователей". Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватило твердости или умения бороться с судьбой, желания трудиться, преодолевать трудности. Но виноваты и социальные условия. Это была эпоха быстрого обогащения одних и обнищания других, эпоха, когда рушились остатки вековых устоев. В каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и личных проблем.



 
Даже здесь, "на дне" жизни, действуют свои, неумолимые волчьи законы. Здесь свои "короли" и подвластные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и работники. Законы общества преследуют человека от рождения до смерти, от царских чертогов до вонючей ночлежки. Только в последних все гораздо обнаженнее, а отношения более дикие. И в этом обвинение строю и обществу! Жизнь здесь для нормального человека хуже каторги. Она толкает людей на преступления, черствость, бесчестность. Ворует Васька Пепел, умирает в страшных муках Анна, идет на самое ужасное в жизни Настя, окончательно спивается Актер. Они уже не поднимутся. А ведь это люди, которые знали когда-то и другую жизнь. И поэтому полна страстных мечтаний о будущем Наташа, думает о светлых чувствах Настя, верит в свою мечту больной и опустившийся Актер. У них только и осталось в жизни, что вера. "У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы нет!" - с горьким чувством восклицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая обида человека, выброшенного за борт жизни. Актер - один из обитателей ночлежки. Настоящее имя героя неизвестно; в одной из сцен он сокрушается, что "потерял имя". Сценический псевдоним Актера в прошлом - Сверчков-Заволжский. Актер - пьяница, постоянно вспоминающий актерское прошлое и цитирующий разли чные литературные произведения. Появившемуся в ночлежке Луке Актер пытается прочитать стихи, но не может их вспомнить и кается, что "пропил душу". Актер верит рассказу Луки о якобы существующей бесплатной лечебнице для алкоголиков. Он вспоминает и декламирует отрывок из стихотворения Беранже, имеющий прямое отношение к поставленной в пьесе проблеме "утешительной лжи". Актер пытается воздерживаться от пьянства, начинает работать и копить деньги на дорогу, чтобы вылечиться и начать жизнь заново. После исчезновения Луки Актер понимает, что реальных надежд на спасение нет, и кончает жизнь самоубийством - вешается. Странник Лука, появляющийся в пьесе, сумел заронить и зажечь в сердце каждого искру надежды и мечты. Лука - пожилой странник, на некоторое время появляющийся в ночлежке. Лука напоминает члена религиозной секты. Имя персонажа ассоциируется с евангелистом; Лука говорит: "Христос-от всех жалел и нам так велел", - однако на прямой вопрос, есть ли Бог, отвечает: "Коли веришь - есть, не веришь-нет... Во что веришь, то и есть..." Лука ухаживает за умирающей Анной, жалеет ее, утешает тем, что на том свете, в раю, не будет мучений и не стоит цепляться за "земную" жизнь. Актеру Лука говорит о якобы существующей бесплатной лечебнице для алкоголиков. Лука верит в силу мечты: "Человек - все может... Лишь бы захотел..." - и пытается заронить мечту в душу каждого человека. Вору Ваське Пеплу он советует уехать в Сибирь и начать жизнь заново. Когда жена хозяина ночлежки Василиса уговаривает Ваську "освободить ее от мужа", Лука, желая помочь Пеплу, прячется на печке и подслушивает разговор, а затем мешает завязаться драке Пепла с Костылевым. Проститутку Настю, над книжными фантазиями которой все смеются, Лука утешает: "Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь... значит- была она!" Подкрепляя примером свои слова о пользе жалости, Лука рассказывает, как некогда сам пожалел грабителей, чем спас их, ибо в противном случае они убили бы его и сами погибли бы на каторге. Лука рассказывает также притчу о "праведной земле"-о бедном человеке, который верил в существование такой земли, но, разочарованный тем, что на карте у ученого таковой не оказалось, повесился. Когда Пепел зовет Наташу уйти вместе с ним, Лука советует ей почаще напоминать Пеплу, что тот "хороший человек". На слова Костылева, что человеку нужна отнюдь не всякая правда, Лука отвечает перифразом евангельской притчи: "есть земля, неудобная для посева... и есть урожайная земля... что ни посеешь - родит". Во время завязавшейся драки, когда Пепел убивает Костылева и едва не убивает Василису, Лука в суматохе исчезает. В последнем действии ночлежники вспоминают о нем, высказывая различное отношение к "утешающей " лжи. После его ухода еще тяжелее стала жизнь ночлежников. Люди эти так изломаны, что им уж нечего ждать. И надежда, оброненная Лукой, лишь разбередила их раны. Поманил странник, а дороги не показал. Пьеса утверждает: так больше жить невозможно! Многие свои мысли вкладывает автор в уста Сатина. Порой странно слышать такие высокие слова от каторжника и шулера. Мы понимаем, что в Сатине погибли недюжинная натура, сильный, ясный ум. Гордые слова о человеке стали крылатыми, они заставляют верить, что люди достойны лучшей участи. Пьеса "На дне" проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы имя это действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный политический резонанс, звала к переустройству общества, выбрасывающего людей "на дно". Нет и не может быть счастья, пока человек несвободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и свободы потому уже, что он Человек! Сейчас, в эпоху, когда мы вновь заговорили о гуманизме и милосердии, когда призываем "милость к падшим", пьеса Горького обретает иное значение. Это не только исторический документ, не просто выдающееся творение человеческого ума, это и произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к вечным проблемам добра, милосердия, социальной справедливости. У них отняли все, у этих забытых людей, но не смогли отнять веры в лучшее. Этим качеством с избытком обладал сам Горький, наделял он им и своих героев.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Социальная проблематика пьесы А М Горького "На дне". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > На дне > Социальная проблематика пьесы А М Горького "На дне"
На дне

На дне


Сочинение на тему Социальная проблематика пьесы А М Горького "На дне", На дне