А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Поиски правды в пьесе М Горького «На дне» - сочинение

Ранее творчество Горького носит романтический характер. В произведениях этого периода он отразил свою мечту о лучшей жизни, о свободе и справедливости. В произведениях более позднего периода Горький выступает как писатель-реалист. Герои его произведений — люди, задумывающиеся над своей жизнью, судьбой. Возникает тема правды, которая особенно ярко нашла отражение в пьесе «На дне» (1902 г.)

Поднимая вопрос о правде, Горький в своей пьесе пытается представить различные позиции и взгляды на эту проблему. В философском понимании правда — это нечто, несущее добро, это то, что требует слепой веры, то, что соответствует мироощущению человека. Правда утверждается словом, несущим положительный заряд. Правду можно определить так же как некий порядок, который основан на справедливости.

В пьесе «На дне» раскрывается философское понимание правды. В произведении эта тема связана, прежде всею, с образами Луки и Сатина. Именно эти два персонажа ведут спор о правде и человеке.

«На дне» Максима Горького — социально-философская драма. Философский вопрос, поставленный в этой пьесе, писатель сформулировал так: «Что лучше? Горькая правда или красивая ложь?» Оправдана ли ложь во спасение?

Вопрос о правде многогранен. Каждый человек понимает правду по-своему, каждый сам определяет для себя, что же это такое, но имея все-таки в виду некую окончательную, высшую правду.

В пьесе можно выявить два уровня правды. Одна — это правда «для себя». Настя уверяет всех, что ее светлая, необыкновенная любовь в прошлом — правда. У Барона правда — его былое благополучие и богатство. Клещ видит горькую правду своей жизни, своего безнадежного положения: «Работы нет... силы нет! Издыхать надо... вот она, правда!» Такая частная правда находится на уровне факта: было или не было. Правда у каждого своя, но в «правду» другого не верит никто. Барон и Бубнов смеются над Настей и ее выдумкой о любви. Но для самой Насти это — правда, в которую она верит и которая помогает ей выжить. Эта вера в большую любовь дает ей надежду на лучшую жизнь. Но и она сама не верит Барону, когда он рассказывает о своей прошлой жизни, о том, что у него было состояние и имя. Отчасти Настя издевается над Бароном, говоря ему в отместку: «Понял, каково человеку, когда ему не верят?»




 
Вера в человека оказывается единственной правдой. Другой уровень правды — мировоззренческий. Лука так определяет, что такое правда: «Во что веришь — то и есть». Он уверен, что настоящая правда не всегда по силам человеку: «Не всегда правдой душу вылечишь». И он предлагает верить в иллюзии: Анну он утешает, обещая ей после смерти покой, которого она не знала в жизни. Пеплу и Наташе обещает счастливую жизнь в благодатной, богатой Сибири, Актеру внушает веру в то, что можно вылечиться от алкоголизма и снова вернуться на сцену. Но воплотить мечты в жизнь этим людям не под силу. Пепел, «воров сын», умеющий решать проблемы только кулаками, убивает Костылева и отправляется в тюрьму. Пропадает Наташа. А Актер, разочаровавшись в мечте, повесился. Да, правда не всем по силам. Именно это и имел в виду Лука, рассказывая притчу о праведной земле. Человек, всю жизнь веривший в праведную землю, узнал, что такой земли на карте нет, и удавился: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Ну, тут человек и рассердился — как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил — есть! А по планам выходит— нету! Грабеж... И говорит он ученому: ах ты... сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый... да в ухо ему— раз! Да еще!.. А после того пошел домой и — удавился». Поэтому Лука уверен: человек не может жить без какой-либо цели в жизни, пусть даже призрачной. Только все равно рано или поздно призрачная правда разобьется об аргумент реальности. Утешительной проповеди Луки противопоставлена циничная «правда» Бубнова. Он ни во что не хочет верить, в его словах слышен злой пессимизм: «Всё — сказки!» — говорит он. Однако представлена в пьесе и еще одна жизненная позиция, выразителем которой стал Сатин. В знаменитом монологе Сатин утверждает: «Человек— вот правда!» Он говорит о том, что человека нужно не жалеть, не унижать его жалостью, а уважать. В этом споре о правде и человеке Лука и Сатин расходятся. Сатина не устраивает ложь Луки: «Ложь — религия рабов и хозяев! Правда — бог свободного человека!» «Правда» Сатина — в человеке. Конечно, эти слова в устах шулера и пьяницы звучат не очень органично. Это позиция самого Горького. Но тем не менее Сатин понимает позицию Луки и даже в чем-то соглашается с ним. Он говорит: «Человек — вот правда! Он это понимал... Он врал... но это из жалости... Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... Кто слаб душой... и кто питается чужими соками, — тем ложь нужна...» Замысел пьесы таков, что сюжет ее сам по себе шаг за шагом опровергает правду Луки. Ведь те, кто поверил ему, его спасительной лжи, в конце пьесы либо исчезают, либо умирают. Горький выделяет две правды: «правду-истину» и «правду-мечту». Эти правды не совпадают, даже враждебны друг другу. И такое несовпадение двух правд приводит людей к роковым результатам. Грандиозен миф Сатина о человеке: «Что такое человек? Это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет...в од- ном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека)...Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга!». Ремарка дана Горьким не случайно. Абстрактный человек возникает на фоне пустоты, за этим образом нет ничего конкретного. Никто никого не понимает, все в разлад) с собой и с миром. Вместо любви к ближнему Сатин предлагает любовь к дальнему, к абстрактному человеку, к человеку-мечте. Горький верит в перспективу слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Его правда — в будущем.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Поиски правды в пьесе М Горького «На дне». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > На дне > Поиски правды в пьесе М Горького «На дне»
На дне

На дне


Сочинение на тему Поиски правды в пьесе М Горького «На дне», На дне