А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ИДЕИ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ПЬЕСЕ «НЕДОРОСЛЬ» - сочинение


В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремления к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм — одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувствами и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался образ человека-, творящего добро, идеал, к которому должен был стремиться каждый, живущий в этом мире. Воспитательная цель литературы, учение о трех «штилях», в которых писались произведения, употребление практически только литературных слов и выражений, триединство места, времени, действия — это основные черты и правила классицизма.

Русский классицизм сделал некоторые отступления от этих правил. Расширение «низшего штиля» за счет разговорной народной лексики используется как один из способов характеристики героев и изображения пороков дворянского общества. И второе отличие русского классицизма заключалось в готовности откликнуться на конкретные проблемы русской жизни. И поэтому русские деятели просвещения всегда активно участвовали в политической жизни' страны. Писатели, говорил Фонвизин, «...имеют... долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества».

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в своей комедии, — проблема воспитания, подготовки новых поколений просвещенных переданный людей. Крепостничество привело: русское дворянство к деградаций, оно оказалось под угрозой саморазрушения.

Фонвизин в своей пьесе показывает это с двух сторон, он как бы проводит аналогию между глухим дворянским поместьем и высшим светом. 
Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться. Вся его жизнь заранее ограничена скотным двором, где люди воспринимаются как свиньи, а свинки — как часть некого культа, которому поклоняются хозяева.

То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. «Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном Ha стоящем часе суетяся». Дворяне забыли, что такое долг и полезные, добрые дела. Они «...не оставляют двора... двор им полезен», «...чины нередко выпрашиваются». Они забыли, что такое душа, честь, благонравие; «...имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» — вот основное правило жизни Стародума. «Вез нее просвещеннейшая умница — жалкая тварь. Невежда без души — зверь». Так Фонвизин охарактеризовал сразу и свет, и Простаковых со Скотининым.

Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдив берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. «Тщетно звать врача к больным. Тут врач не пособит, разве сам заразится» — такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные, я бы даже сказала, насильственные меры, которые Фонвизин предлагает предпринять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и придворных — над всей российской жизнью.


 
А вот жизненные «...правила (Фонвизина), которым следовать должны...» настоящие дворяне: 1) «...имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». 2) «Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала». 3) «Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума». 4) «...Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам». 5) «Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам». 6) «Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия... По моему, расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их, в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного». 7) «...Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого зависим... Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых благородство... погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ИДЕИ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ПЬЕСЕ «НЕДОРОСЛЬ». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Недоросль > ИДЕИ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ПЬЕСЕ «НЕДОРОСЛЬ»
Недоросль

Недоросль


Сочинение на тему ИДЕИ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ПЬЕСЕ «НЕДОРОСЛЬ», Недоросль