А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Проблема воспитания в комедии Д И Фонвизина "Недоросль" (вариант 2) - сочинение


Когда драматург приступил к написанию "Недоросля", вынесенное в название слово не означало ничего дурного. Недорослями называли подростков, не достигших пятнадцати лет, то есть возраста, определенного Петром I для поступления на службу. В 1736 году срок пребывания в "недорослях" был продлен до двадцати лет. Указ о вольности дворянства отменил обязательную срочность службы и предоставлял дворянам право служить или не служить, но подтверждал введенное при Петре I обязательное обучение. Чему и как учить - вопрос оставался открытым. Заглавный персонаж Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка) - недоросль, сын помещиков Простаковых. Ему пятнадцать лет. Имя "Митрофан" означает по-гречески "матерью явленный", "подобный своей матери". Оно стало нарицательным для обозначения тупого и наглого маменькиного сынка-невежды.

Комедия Фонвизина - это пьеса о недоросле, о его чудовищном воспитании, превращающем подростка в жестокое и ленивое существо. Простакова следует закону, хотя и не одобряет его. Она знает также, что многие, в том числе из ее родни, обходят закон. Митрофанушка учится уже четыре года, но Простакова хочет удержать его при себе лет на десять. Сюжет комедии строится на том, что Простакова желает выдать бедную воспитанницу Софью за своего брата Скотинина, но затем, узнав о 10 000 рублей, наследницей которых Стародум сделал Софью, решает не упускать богатую наследницу. Скотинин не хочет уступать. На этой почве между Митрофанушкой и Скотининым, между Простаковой и Скотининым возникает вражда, переходящая в безобразные ссоры. Митрофанушка, настроенный матерью, требует сговора, заявляя: "Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться ". Простакова понимает, что прежде нужно добиться согласия Стародума. Для этого необходимо, чтобы Митрофанушка предстал в выгодном свете: "Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка". Простакова всячески расхваливает трудолюбие, успехи Митрофанушки и свое родительское о нем попечение и, хотя точно знает, что Митрофанушка ничему не научился, все-таки устраивает "экзамен" и побуждает Стародума оценить успехи сына (действие 4, явление VIII). Фонвизину было важно показать, что невежественная помещица сама становится жертвой собственного обмана и расставляет ловушку для сына. После этой фарсовой сцены Простакова, сознающая, что Митрофан не выдержал испытания и сравнения с Милоном, решается насильно женить сына на Софье. Она поручает ему встать в шесть часов, поставить "троих слуг в Софьиной предспальне, да двоих в сенях на подмогу". Когда же "заговор " Простаковой терпит крах, Митрофан, сначала готовый вслед за матерью "за людей приниматься", затем униженно просит прощения, а потом грубо отталкивает мать: "Да отвяжись, матушка, как навязалась". Совершенно растерянный и потерявший власть над людьми, он теперь должен пройти новую школу воспитания ("Пошел-ко служить", - говорит ему Правдин), которую с рабской покорностью принимает: "По мне, куды велят".



 
Эта последняя фраза Митрофанушки становится своеобразной иллюстрацией к словам Стародума: "Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невеждыродители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин". Борьба за руку Софьи, составляя сюжет комедии, выдвигает Митрофанушку в центр действия. Как один из "мнимых " женихов, Митрофанушка своей фигурой связывает два мира - дворян-невежд, тиранов, мир "злонравия" и дворян просвещенных, мир благонравия. Эти "лагеря" предельно отчуждены друг от друга. Простакова, Скотинин не могут понять Стародума, Правдина и Милона. Пропасть между ними предопределена различием в воспитании и образовании. Естественная природа Митрофана искажена воспитанием. В комедии сталкиваются два типа воспитания: "старинное " и новое, послепетровское. В беседе со Стародумом Простакова простодушно восхищается патриархальной традицией: "Старинные люди, мой отец! Не нынешний был век. Нас ничему не учили. Бывало, добры люди приступят к батюш ке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу". Ее идеал - духовный застой ("У нас, бывало, всякий того и смотрит, что на покой"), не мешающий взятками наживать богатство. В задаче, предложенной Митрофану Цыфиркиным, говорится о дележе денег. Простакова глубокомысленно замечает: "Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка! Не учись этой дурацкой науке". Другая причина "злонравия" Простаковой - моральное следствие екатерининского указа "О вольности дворянства", опубликованного 18 февраля 1762 года. Некогда Петр I узаконил обязательную службу дворян, и это стало нравственноюридическим оправданием для помещиков, имеющих крепостных. Дворянин служил государству и отечеству, крестьянин - дворянину; жестокие помещики должны были подвергаться опекунству. Екатерининский указ формально освободил дворянина от обязанности служить государству; и, хотя государева служба по-прежнему считалась почетным долгом дворянства, делом чести, тем не менее моральное право дворянина владеть крестьянами становилось сомнительным. В отличие от дворян типа Стародума, Правдина иМилона и в противоречии с формальным смыслом указа, большинство дворянства поняло его в духе Простаковой - как полную и безотчетную власть над крепостными без каких-либо нравственных, социальных, общественных и иных ограничений. Как писал историк Ключевский, Простакова "хотела сказать, что закон оправдывает ее беззаконие. Она сказала бессмыслицу, и в этой бессмыслице весь смысл "Недоросля". Таким образом, вторая причина "злонравия" Простаковой - превратное представление о "вольности" дворянской, не подчиненной моральным нормам. В развязке комедии Простакова повержена. Ее крах - поражение всей прежней "системы" воспитания и залог победы новых идей, провозглашенных положительными персонажами. Последние слова Простаковой "стоят", как сказал П. А. Вяземский, "на меже комедии и трагедии". Но с личной трагедией Д. Фонвизин связывал грядущее торжество новой нравственности, исключающей "злонравие" из обихо да и основанной на пользе отечеству. Пушкину Простакова казалась типичной русской провинциальной дворянкой: мать Татьяны Лариной, выйдя замуж и переехав в деревню, забывает о романтических мечтах и выучивается "супругом, как Простакова, управлять". На ином полюсе - Софья. Природная добродетель Софьи должна была получить умственную огранку. На пороге свадьбы Стародум дает ей советы, из содержания которых выясняется, как он (а значит, и Фонвизин) понимает правильное воспитание. Более всего Стародум боится влияния "света", своими соблазнами способного развратить невинную, чистую и добродетельную душу. Поэтому в "свете", говорит Стародум, важен первый шаг, умение поставить себя и зарекомендовать. Общее правило гласит: дружбу надо вести с теми, кто ее достоин, то есть выбирать друзей. Софья неопытна и просит разъяснить, не навлечет ли предпочтение одних злобу других. Стародум учит ее, что не надо ждать зла от людей, которые тебя презирают, зло исходит от тех, кто сам достоин презрения, но завидует добродетелям ближнего. Софья считает таких людей жалкими, потому что они несчастливы. Стародум предупреждает: жалость не должна останавливаться перед злом, а добродетели надо следовать своей дорогой. Тратить время на воспитание "злых", которых Софья называет "несчастными", не следует, так как всякий человек, если у него есть совесть, сам обязан пробудить в себе добродетельные чувства. Усваивая урок, Софья делает вывод, что надо ясно и твердо показать злому человеку низость его души. Стародум добавляет: разум такого человека - не прямой разум, то есть лукавый, хитрый, нечестный. Подлинное счастье приносят добродетель и прямой разум. Как и Правдин, Софья понимает счастье в духе обычных представлений: знатность, богатство. Однако Стародум объясняет ей, что знатность и богатство - не просто титулы и деньги, но "знаки " государственного и гражданского положения человека, налагающие на него моральные обязанности. Стародум учит Софью различать подлинное и мнимое, наружный блеск и внутреннее достоинство; он противник эгоистического счастья. Софья усваивает его уроки. Она тоже уверена, что человек живет не один, что все обязаны друг другу. Но если это так, то почему, думает Софья, разум не разъяснит столь простую истину? Стародум в ответ произносит замечательную фразу: "Прямую цену уму дает благонравие". Именно душа, "умное сердце" делают честного человека "совершенно честным ". Так для Софьи проясняются важнейшие просветительские понятия - ум, честь, служение отечеству, должность честного человека, благонравие.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Проблема воспитания в комедии Д И Фонвизина "Недоросль" (вариант 2). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Недоросль > Проблема воспитания в комедии Д И Фонвизина "Недоросль" (вариант 2)
Недоросль

Недоросль


Сочинение на тему Проблема воспитания в комедии Д И Фонвизина "Недоросль" (вариант 2), Недоросль