А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
«Я лиру посвятил народу своему…» - сочинение

«Кто живет без печали и гнева, Тот не любит Отчизны своей» – в этих строках Некрасова главный смысл жизни великого поэта, существование которого было направлено на борьбу за освобождение простого народа. Некрасов понимал патриотизм «истинно и свято», как служение интересам угнетенного народа. «Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой». Вслед за Лермонтовым Некрасов утверждает мысль о том, что для истинного патриота Родина – это народ, его жизнь, его счастье: «Доля народа, счастье его, Свет и свобода прежде всего».

Всем своим творчеством поэта гражданина Некрасов выполнял свой долг патриота. Вслед за Белинским он учил русского читателя «гуманно мыслить», все его творчество было посвящено народу. Поэт учит русское общество уважать в простом крестьянине человеческую личность со всеми присущими ей чувствами, страданиями и надеждами. Не случайно со страниц его произведений вставали перед читателями правдоискатели странники, не для себя, а для всех ищущие счастливого («Кому на Руси жить хорошо»), самоотверженная крестьянка – мать и жена («Мороз – Красный нос»), народные заступники крестьян – Яким Нагой, Ермил Гирин, Савелий, богатырь святорусский, с гордостью и чувством собственного достоинства заявлявший: «Клейменый, да не раб».

Обращаясь к широким слоям читателей, Некрасов призывал уважать мужика, понимавшего труд как необходимое условие жизни, любящего и умеющего трудиться: «Эту привычку к труду благородную нам бы не худо с тобой перенять.

Благослови же работу народную и научись мужика уважать» («Железная дорога»). Радость желанного труда свойственна русскому простому человеку, в ней лежит основа народной жизни, без знания которой нельзя понять души крестьянина. Поэтому такое гневное осуждение вызывают у поэта «сословья благородные», которые «труду не учатся» и так далеки от своего народа кормильца («Размышления у парадного подъезда»).

Поэт утверждает великую созидательную роль народа, трудом которого создано в жизни все, от взращенного ржаного колоса до железной дороги и произведений искусства. Будучи истинно народным поэтом, писавшим для народа и о народе, Некрасов призывал русское общество к уважительному, а не потребительскому отношению к тяжелому крестьянскому труду. И если привилегированные классы считали, что мужик и благородство – понятия несовместимые, то Некрасов впервые соединил в образе крестьянина благородство и труд.



 
Рассказать о жизни народа – значит рассказать о его быте, привычках, условиях жизни. Поэтому Некрасов обращается к проблемам современности и задает вопрос: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» И как ответ на этот вопрос звучат слова народного трибуна Якима Нагого: «Работаешь один, а чуть работа кончена, гляди: стоят три дольщика – бог, царь и господин». Господа далеки от народных проблем, не знают жизни народа и не заботятся о нем («Забытая деревня»), но живут за его счет и с упоением вспоминают время до 1861 года (глава «Помещик» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»). Рекрутские наборы и наказание шпицрутенами («Орина, мать солдатская»), нищета и болезни («Несжатая полоса»), тяжелый подневольный труд («На Волге»), произвол господ («В дороге»), подсказанные самой жизнью названия русских деревень (Дырявино, Горелово, Знобишино, Неелово, Заплатово, Разутово, Неурожайка) и уездов, где стонет народ под гнетом эксплуатации, – все это стало основной тематикой творчества Некрасова. «У каждого крестьянина душа, что туча черная – гневна, грозна – и надо бы громам греметь оттудова, кровавым лить дождям…» – пишет Некрасов, но в то же время с сожалением говорит о привычке терпеть угнетателей («А потому терпели мы, что мы богатыри»), с надеждой и состраданием обращается он к народу: «Эх, сердешный, что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил…» Стремясь заглянуть в будущее, Некрасов надеется, что жизнь народа станет когда нибудь лучше и утверждает: «Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную… Вынесет все, и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе…» Народность поэзии Некрасова заключается и в том, как изображает поэт угнетателей (Шалашников, Оболт Оболдуев, Утятины, Фогель в поэме «Кому на руси жить хорошо»), предателей интересов народа (холопы, лакеи, Глеб староста). Так, в стихотворении «Бунт» читаем: «Пошел я храбро по рядам И в кровь коленопреклоненным Коленом тыкал по зубам», – и предстает перед мысленным взором отвратительная картина подавления бунта крестьян. Городская лирика поэта также обращена к изображению жизни народной. Некрасов пишет о жизни и быте городской бедноты. Стихотворения «О погоде», «Еду ли ночью» – поэтические страницы истинно народной поэзии, далекой от красот чистого искусства. Муза Некрасова тоже непохожа на богиню поэзии, она русская крестьянка, иссеченная кнутом («Вчерашний день…»). «… Увы! Пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стала по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза!» – пишет Некрасов о задачах своего творчества. Поэт был одним из тех, кто сеял «разумное, доброе, вечное», кому «спасибо сердечное» говорит русский народ как народным заступникам, борцам за счастье и освобождение народа, на чьих примерах воспитывались последующие поколения борцов.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме «Я лиру посвятил народу своему…». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Некрасов > «Я лиру посвятил народу своему…»
Николай Некрасов

Николай  Некрасов


Сочинение на тему «Я лиру посвятил народу своему…», Некрасов