Анализ стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда» - сочинение
Разберем стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Попытаемся выявить идею, заключенную в этом стихотворении, оценить поэтическое мастерство Некрасова. Начнем с названия стихотворения (оно прямо указывает на жанр), затем перейдем к организации поэтической речи в стихотворении, т. е. к композиции и стилевой манере. Таким путем мы определим мысль, заключенную в стихотворении (она не выражена прямо). Стихотворение названо «Размышления у парадного подъезда», т. е. по способу изложения оно является рассуждением. Но это рассуждение не логического, а художественного типа: в нем не высказан прямо тезис рассуждения (основная мысль), а даны только «основания» определенной мысли. Да и «основания» не сформулированы в виде дедуктивных и индуктивных умозаключений, а представляют собой художественные образы и картины.
Уже само название стихотворения «Размышления…» вызывает в нашем представлении зрительный образ: мы «видим» лирического героя в положении оратора, размышляющего вслух (обращения к вельможе, к родной земле, к Волге, к народу). Все стихотворение построено, таким образом, как скрытый диалог, т. е. диалог с «молчаливым» собеседником. Этим определяются такие особенности поэтического синтаксиса, как риторические вопросы, обращения, восклицания, повторения.
Размышлениям лирического героя предшествует контрастное описание парадного подъезда «роскошных палат». Оно начинается торжественно, напряженно, возвышенным слогом: «Вот парадный подъезд. По торжественным дням…»; слова парадный и торжественный воспринимаются как синонимы. Но уже со второй строки напряженность, возвышенность сменяются иронией:
* Одержимый холопским недугом,
* Целый город с каким-то испугом
* Подъезжает к заветным дверям;
* Записав свое имя и званье,
* Разъезжаются гости домой,
* Так глубоко довольны собой,
* Что подумаешь - в том их призванье!
Ирония выражена эпитетом холопским в сочетании с метафорой недугом, контрастирующими в стилевом плане со словами парадный и торжественный. Усиливается ирония словом гости, поскольку оно неприложимо к этим людям: их дальше подъезда швейцар не пустил, вернее, они и не пытались дальше проникнуть, им это не положено, но они довольны собой, словно и на самом деле были гостями вельможи. И заканчивается характеристика «гостей» убийственными словами: «В том их призванье!» В чем? - В том, чтобы быть одержимыми «холопским недугом».
Описание «убогих лиц», осаждающих парадный подъезд в обычные дни, дано в смягченном тоне: здесь нет еще сочувствия, но уже нет и иронии. В плане экспрессивном описание «убогих лиц» - переход к сцене с мужиками, которые изображены с ярко выраженным сочувствием к ним:
* Раз я видел, сюда мужики подошли,
* Деревенские русские люди,
* Помолились на церковь и стали вдали,
* Свесив русые головы к груди;
* Показался швейцар. «Допусти», - говорят
* С выраженьем надежды и муки.
* Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
* Загорелые лица и руки,
* Армячишка худой на плечах,
* По котомке на спинах согнутых,
* Крест на шее и кровь на ногах,
* В самодельные лапти обутых
* (Знать, брели-то долгонько они
* Из каких-нибудь дальних губерний.
* Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
* Наш не любит оборванной черни!»
* И захлопнулась дверь…
Сцена, разыгравшаяся у парадного подъезда, - это повод к размышлениям лирического героя о народе и о тех, в чьих руках находится его судьба. Композиционно эти размышления оформлены как обращения героя к вельможе, родной земле, Волге, народу.
Четыре обращения-размышления лирического героя в основной части стихотворения соединены в поэтическое целое сюжетно и композиционно. В плане сюжетном они связаны прежде всего движением переживаний лирического героя. Главные образы-переживания наметились уже в начале стихотворения: это, с одной стороны, ирония, с другой - сочувствие. В основной части стихотворения каждый из этих образов-переживаний будет развиваться: ирония в описании парадного подъезда в торжественные дни перейдет в саркастическое изображение вельможи; сочувствие, которым проникнуто описание мужиков у парадного подъезда, перейдет в сострадание, когда ходоки предстанут как обобщенный образ русского мужика, который, в свою очередь, трансформируется в образ русского народа.
Превращение образа мужиков в образ русского народа происходит естественно, логично. Возможность такого превращения намечена уже в сцене прихода мужиков к парадному подъезду: здесь они даны и как конкретные мужики, со своими конкретными приметами, и в то же время как обобщенный образ русского мужика. Достигается такая двуплановость образов особым перечислением признаков героев: одни признаки названы как принадлежность каждого из мужиков («загорелые лица и руки», «по котомке на спинах согнутых»), другие - как общие, как «один на всех» («армячишка худой на плечах», «крест на шее»). Затем эти конкретные мужики «освобождаются от бремени всеобщности», приближаются к реальности: «За заставой, в харчевне убогой все пропьют бедняки до рубля» - и «уходят» из стихотворения, а в представлении лирического героя остается образ русского народ.
Следовательно, движение образа народа совершается от конкретного - к отвлеченному: от реальных мужиков, увиденных лирическим героем у парадного подъезда,- к эпическому по своим масштабам образу русского народа. Так же по градации дано движение лирического героя: от сочувствия мужикам - к состраданию, вызванному размышлениями о судьбе русского народа.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Анализ стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Некрасов
> Анализ стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда»