А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Гражданственность и народность лирики Н А Некрасова - сочинение


Ни один великий поэт или писатель не может прой­ти мимо вопроса о роли и значении поэта и поэзии.

Рылеев — поэт-декабрист — первым провозгласил поэтическое кредо: «Я не поэт, а гражданин», — заявил он, закрепив мученической смертью своей девиз.

 Поэт должен быть прежде всего гражданином своей отчиз­ны, борцом за лучшие, передовые идеалы своего време­ни. Исключительно высоко оценивал назначение поэта Пушкин. Он уподоблял поэта пророку, которому дано «глаголом жечь сердца людей». («Пророк»)

Лермонтов в тридцатые годы XIX века скорбел о том, что голос поэта не звучит более «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».

Некрасов явился преемником и продолжателем пе­редовых традиций великих русских поэтов предшеству­ющих эпох. Он воскресил боевой, действенный дух по­эзии. Некрасова с первых шагов литературной деятель­ности волновали вопросы о назначении поэзии и роли поэта в обществе. Небольшое стихотворение «Тот не поэт» заканчивается словами:
..ктo продает себя толпе за злато, Тот не поэт!

Взгляды Некрасова на назначение поэта и поэзии выкристаллизовались в процессе борьбы с реакционной теорией «искусство для искусства». Некрасов писал Толстому в 1856 году: «... в нашем отечестве роль писа­теля есть прежде всего роль учителя и, по возможнос­ти, заступника за безгласных и приниженных».Свой манифест поэта революционной демократии Некрасов утвердил в знаменитом стихотворении-диалоге «Поэт и гражданин».

Спать, молчать поэту стыдно, но еще хуже, когда поэт уводит общество от больных вопросов современно­сти в мир узко личных чувств и переживаний: С твоим талантом стыдно спать: Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать.

Строки эти относились к реакционным поэтам, сто­ронникам «чистого искусства», отгораживающим поэзию от жизни «китайской стеной». Некрасов обращается к поэту с призывом, который звучит как обращение ко всем современникам, в ком осталась хоть искра совести и любви к родине:
Не может сын глядеть спокойно, На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К Отчизне холоден душой, Ему нет горше укоризны...

Некрасов требует, чтобы поэт был прежде всего граж­данином:

 
А что такое гражданин? Отечества достойный сын. В стихотворении «Элегия», написанном в конце жиз­ненного пути, в 1874 году, Некрасов снова обращается к вопросу о содержании и роли поэзии в общественной жизни. Он говорит: Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая — «страдания народа», И что поэзия ее забыть должна. Не верьте, юноши! Не стареет она. В «Элегии» поэт, используя риторический вопрос, утверждает, что реформа не принесла народу облегче­ния (народ освобожден, но счастлив не народ, так как, несмотря на реформу, люди влачатся в нищете, «покор­ствуя бичам»). Надежду на подлинное освобождение крестьян путем реформ он называет «наглым увлечени­ем». В этом стихотворении Некрасов еще раз подчерки­вает и народность и боевой, действенный характер сво­ей поэзии. Я лиру посвятил народу своему, Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен. В своих стихах поэт добивался необычайного обобще­ния. Например, «Забытая деревня» вызывает мысль, что это вся Россия, похожая на забытую деревню. Или «Раз­мышления у парадного подъезда», где сразу ясна основ­ная мысль: народ забит, бесправен, унижен. Чиновники и помещики бессовестно грабят его. Вскрываются хан­жество, лицемерие, пошлость владельцев «роскошных палат». Народность должна определяться степенью ти­пизации, обобщенности, широтой охвата. Мысль о том, что народ забит и бесправен заключена в следующем: Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал? Некрасов не примиряется с тяжелой жизнью народа. Он хочет, чтобы о ней узнали все, и пишет о ней снова и снова, в частности о тяжелом принудительном труде детей («Плач детей»). Некрасов резко и обличающе показал контрасты го­рода. В 1843 году поэтом было написано одно из его наиболее проникновенных стихотворений: «Еду ли но­чью по улице темной...». В нем показана типичная картина нужды, горя, будничная мучительная петер­бургская драма.. Это рассказ о безрадостной любви бедняков, о злове­щей нищете, калечащей самые светлые и чистые чув­ства человека. Голодное существование, смерть ребен­ка, самоотверженная решимость матери пожертвовать собой для того, чтобы купить гроб ребенку и ужин отцу. Основное внимание Некрасов уделяет крестьянской тяжелой жизни. Крестьянство ассоциируется у поэта с всем народом (так как в это время крестьянство состав­ляло подавляющую часть населения). Если в ранних стихах, отражая тяжелое положение крестьянства, пол­ное его бесправие, поэт не указывал людей, которые приведут народ к счастью, и те силы, которые будут решающими в борьбе за него, то в творчестве шестиде- сятых-семидесятых годов уже ясно звучат мотивы на­родной революции как единственного пути освобожде­ния. И народ уже выступает в роли той силы, которая «грудью проложит дорогу себе». Некрасов изображал русский народ трудолюбивым, выносливым, но в то же время униженным, зависимым. Исходя из этого, поэт в стихотворении «Железная доро­га» говорит о простом мужике, его привычке работать: Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять... Благослови же работу народную И научись мужика уважать.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Гражданственность и народность лирики Н А Некрасова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Некрасов > Гражданственность и народность лирики Н А Некрасова
Николай Некрасов

Николай  Некрасов


Сочинение на тему Гражданственность и народность лирики Н А Некрасова, Некрасов