А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ Н А НЕКРАСОВА - сочинение

	Некрасов отдал дань романтизму сборником стихотворений "Мечты извуки" (1840), жестоко осужденным, даже высмеянным тогда жеБелинским. Зрелый Некрасов, начиная со стихотворения "В дороге"("Скучно? скучно!... Ямщик удалой...") 1845 года, являетсяпродолжателем пушкинской линии в русской поэзии - попреимуществу реалистической. В некрасовской лирике есть лирическийгерой, но единство его определяется не кругом тем и идей, связанных сопределенным типом личности, как Лермонтова, а общимипринципами отношения к действительности. И здесь Некрасоввыступает как выдающийся новатор, существенно обогативший русскуюлирическую поэзию, расширивший горизонты действительности,охваченной лирическим изображением. Тематика Некрасова-лирикаразнообразна.Первый из художественных принципов Некрасова-лирика можноназвать социальным. Узкий круг лирической тематики он дополнилновой темой- социальной. Вспомним хрестоматийные строки 1848 года"Вчерашний день, часу в шестом". В своем последнем стихотворении "ОМуза, я у двери гроба" поэт последний раз вспомнит "эту бледную, вкрови, Кнутом иссеченную Музу". Источник вдохновения поэта, Муза,у Некрасова - родная сестра несчастных, подвергаемых насилию иугнетению. Не любовь к женщине, не красота природы, а страданиязамученных нуждой бедняков - вот источник лирических переживанийво многих стихах Некрасова. Причем эта социальная тема меняетхарактер и собственно любовной лирики Некрасова. "Ночь. Успели мывсем насладиться. Что ж нам делать? Не хочется спать", - начинаетсястихотворение 1858 года. И герой предлагает помолиться за тех, "ктовсе терпит", "чьи работают грубые руки, Предоставив почтительнонам Погружаться в искусства, в науки, Предаваться мечтам истрастям". Ясно, что дворянин по происхождению, Некрасов выражаетздесь сознание разночинца, истинного демократа, знающего темныестороны общественного бытия, испытавшего на себе голод и холод, неумеющего, не способного дворянски брезгливо и спесиво отвернутьсяот изнанки жизни.В то же время лирический герой Некрасова не просто разночинец, аразночинный интеллигент. Вот еще один шедевр некрасовскойлюбовной лирики "Я не люблю иронии твоей" (датируетсяпредположительно 1850 годом и тоже предположительно обращенное кК.Я.Панаевой). Одновременно это и образец интеллектуальной поэзии,герой и героиня культурные люди, в их отношениях ирония и, главное,высокий уровень самосознания. Они знают, понимают судьбу своейлюбви и заранее грустят. Воспроизведенная Некрасовым интимнаяситуация и возможные пути ее разрешения напоминают отношениягероев Чернышевского "Что делать?".Ярчайшим проявлением новой лирической темы - социальной - сталостихотворение "Еду ли ночью по улице темной" (1847). Этодушераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смертьребенка выгнали на панель. "Беззащитная, больная и бездомная",женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастнойжертве социальной неустроенности. Из этого же ряда многиестихотворения 40-50-х годов: "В дороге". "Перед дождем", "Тройка","Родина", "Псовая охота", маленький цикл "На улице", "Несжатаяполоса". "Маша". "Тяжелый крест достался ей на долю", " В больнице".Пафос этих стихотворений, источник лиризма в них суммируется иобобщается в небольшой поэме "Рыцарь на час" (1862), особенно взнаменитых строках:"От ликующих, праздно болтающих,Обагряющих руки в кровиУведи меня в стан погибающихЗа великое дело любви," - обращается поэт к матери. Эти строкиволнуют и сегодня.Второй художественный принцип Некрасова-лирика - социальныйаналитизм. И это было новым в русской поэзии, отсутствующим и уПушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольноговозраста мы помним стихи "Однажды, в студеную зимнюю пору" - промужичка с ноготок. Но не все знают, что предшествует этому отрывку встихотворении "Крестьянские дети", где герой оборачивает "другойстороною медаль" крестьянского детства: "Положим, крестьянскийребенок свободно Растет, не учась ничему, Но вырастет он, если богуугодно, А сгибнуть ничто не мешает ему".То есть герой некрасовской лирики умеет видеть социальный смыслвоспроизводимых явлений и придавать его своим вполне лирическимизлияниям. Иными словами, носителем, субъектом социальнойтипизации оказывается не только автор, но и его лирический герой.Социальный аналитизм пронизывает два известнейших стихотворения"Размышления у парадного подъезда" (1858) и "Железная дорога" (1864).В "Размышлениях..." конкретный единичный факт - приход мужиков спросьбой или жалобой к министру государственных имуществ возводится в ранг типичного явления: "Знать, брели-то долгонько ониИз каких-нибудь дальних губерний". Лирический герой домысливает то,что на увиденных им из окна мужиках, как говорится, не написано. Тоже в четверостишии "За заставой, в харчевне убогой...", строки 86-89 и,наконец, знаменитый финал стихотворения "Назови мне такуюобитель...".За "Железную дорогу" редактор "Современника", где она впервые быланапечатана, и он же автор стихотворения получил второе,предпоследнее предупреждение о возможном закрытии журнала отсамого министра внутренних дел Валуева, известного авторалиберально-реформаторских проектов. Особые нарекания цензурывызвал, на первый взгляд, вполне невинный эпиграф: цензоры поняли,что все "страшно эффектное", как выразился один из них,стихотворение придает эпиграфу острый общественный смысл ибросает тень не только на руководившего строительством Николаевскойжелезной дороги бывшего главноуправляющего железными дорогамиграфа Клейнмихеля, но и на его умершего покровителя, и на его нынецарствующего сына. Вторая и четвертая части стихотворения,проведенный в них социальный анализ выливались в страшноеобвинение правительства в геноциде, как сказали бы сегодня, испаивании собственного народа. Столь же социально заострено ипрезрительное отношение Ванюшиного папаши-генерала к каторжномутруду простого народа.Два принципа отражения действительности в некрасовской лирикезакономерно выходили на третий принцип - революционность.Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная,крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему. Дваразобранных выше стихотворения вполне ясно иллюстрируют этотпринцип: отрывок "Назови мне такую обитель" из "Размышлений" ипоследние три строфы второй части "Железной дороги".Революционность сознания лирического героя Некрасова придавала егостихам агитационно-пропагандистский характер.Особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась встихотворениях, посвященных сподвижникам Некрасова пореволюционно-демократическому движению, другим вождям этогодвижения: Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, Писареву.Некрасов в обрисовке их личностей исходит из того, чтореволюционно-демократическая деятельность является самым завидными желанным уделом, и вообще роль "народного заступника" дляНекрасова есть, используя формулу Фета, "патент на благородство" длялюбого честно мыслящего современника. Черты вождейреволюционной демократии приобретают иконописный характер, ихжизненный путь представляется в традициях жития мученика-аскета,подвижника за народ.Таково стихотворение "Памяти Добролюбова" (1864). В его содержаниине стоит выискивать реальных или вымышленных черт, в немвоспроизведено преимущественно должное. Безвременно скончавшийсякритик в некрасовском стихотворении не есть конкретный, жившийкогда-то человек, а "идеал общественного деятеля, который одно времялелеял Добролюбова", как позднее признавался сам автор.Обычно Некрасова представляют поэтом деревенско-крестьянскойтематики. Но есть у него и урбанистическая лирика, т.е. стихи о городе,в которых он выступает достойным продолжателем петербургскихстраниц "Евгения Онегина" и "Медного всадника" и предшественникомБлока. Гениальным образцом стихотворения о большом городе с егосоциальными драмами является "Утро" (1872-73 гг.). Но три первыестрофы (из 9) в нем не городские. Сначала поэт обращается к "ней",связывая ее грусть и душевные страдания с "окружающей наснищетою", с которой "здесь природа сама заодно". Затем следуют две"сельские" строфы с характерными, эмоционально окрашеннымиэпитетами: унылые, жалкие, мокрые, сонные, "кляча с крестьяниномпьяным, Через силу бегущая вскачь", туман, мутное небо, и выводавтора: "Хоть плачь?", "Но не краше и город богатый". В стихотворениивоскрешаются мотивы ранних "городских" стихов: "Еду ли ночью", "Наулице", "Убогая и нарядная" (1859), цикла "О погоде" (1858-65 гг.).Жизнь города ужасна, никакой отрады для измученной души героя вней нет. Прежде всего, в городской суете нет смысла, трудовые усилияобитателей столицы отчуждены от них: дела их налицо - лиц, людей невидно: "железной лопатой... мостовую скребут", "начинается всюдуработа", "возвестили пожар с каланчи", "на позорную площадь кого-топровезли" - преобладают безличные и неопределенно-личныеконструкции. То же и в последних строках: "кто-то умер", "где-тораздался выстрел -Кто-то покончил с собой".Человеческие фигуры в стихотворении символизируют отчужденностьлюдей друг от друга и от жизни - смерть. Первыми, если не лицами лиц нет, - то первым родом деятельности, встречаемым встихотворении, оказывается работа палача. Сейчас они произведутгражданскую казнь, т.е. ритуал публичного лишения гражданских иполитических прав. Затем мы видим офицеров, едущих на дуэль. Ещецелый ряд образов проходит перед нами.Торговля, этот двигатель буржуазного прогресса, у поэтареволюционной демократии - торжество бессмыслицы:"Торгаши просыпаются дружноИ спешат за прилавки засесть:Целый день им обмеривать нужно,Чтобы вечером сытно поесть".Всего лишь. Понятно, что певец капиталистического Петербурга не былпоклонником и сторонником капитализма. А вот отголоскилитературных предшественников Некрасова: "Чу! из крепости грянулипушки! Наводненье столице грозит", - эхо "Медного всадника", но всовершенно другой эмоциональной окраске. Избиение вора дворникомуже не вызывает в душе героя тех чувств, того сочувствия, которымпроникнута сценка поимки вора в цикле "На улице". Слова "колотит" и"попался" -- низкая лексика, просторечие: "Опять вор! Опять бьют"."Гонят стадо гусей на убой" - понятно: чтоб есть. И заключительныйаккорд - самоубийство на чердаке - лучше не придумаешь в этойюдоли!Впрочем, нет ни заключения, ни аккорда, ибо в конце стихотворенияне точка, а многоточие, т.е. этот бессмысленный ряд можно длитьбесконечно. Некрасов оборвал свое гнетущее, сводящее с ума и вмогилу обозрение столичной жизни на полуслове... Под статьэмоциональному колориту стихотворения размер - трехстопныйанапест, напевно-тягучий и заунывный. Поется тяжело, мелодияскрипит и буксует: размер нарушают сверхсхемные ударения в началестиха: "Верю - здесь не страдать мудрено"; "В даль сокрытую...", "Жутконервам..."; "Чу! из крепости..."; "Выстрел - кто-то покончил с собой...".Большинство произведений русской классики сочетаютхудожественную неувядаемость с глубиной и поистиненеисчерпаемостью смысла. К сожалению, поэма "Кому на Руси житьхорошо?" не из их числа. Она прямолинейна в своей однозначности иоднопланова, трудно заключить о глубине ее содержания. Поэтому мырекомендуем нашим читателям еще раз перечесть ее текст передэкзаменом или иным образом освежить в памяти ее содержание.







Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ Н А НЕКРАСОВА. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Некрасов > ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ Н А НЕКРАСОВА
Николай Некрасов

Николай  Некрасов


Сочинение на тему ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ Н А НЕКРАСОВА, Некрасов