А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Изображение украинского быта и обычаев в повести И С Нечуя Левицкого «Кайдашева семья» - сочинение

Повесть «Кайдашева семья» — вершина творчества И. С. Нечуя-Левицкого. Упоминая о своей работе над повестью, автор писал о том, что в Украине часто случаются семьи, в которых постоянные бранные слова и ссоры; жизнь в таких семьях становится адом.
Тема повести — рассказ об украинском пореформенном селе со всеми его сложностями и разногласиями. Писатель, как уже отмечалось выше, хорошо знал эту жизнь, и в тот же время видел бездну, которая разделяла идеалы от событий и явлений конкретного бытия, которое, в сущности, и стало причиной опущения человека, низкого морального падения. Надо сказать о том, что И. С. Нечуй-Левицкий, имея неповторимый талант автора повестей, на страницах повести воссоздает лучшие традиции поэтической, трудолюбивой украинской нации. Вспомните, как прибирала свой дом Мотря, каких петушков рисовала; как описывает Мелашку автор: красота этой девушки «ослепила ему (Лаврину) глаза, так вместе заманила сердце, что она ему сдалась не девушкой, а русалкой». Писатель хорошо знал человеческую психологию и был мастером художественной детали. В повести все художественные средства подчинены раскрытию характеров. Припомните описание села Семигоры или то, как Мотря в воскресенье собирается на улицу, куда должен прийти и Карп.

Язык персонажей, пересыпан пословицами, что свидетельствует о связи произведения с устным народным творчеством. Упоминает автор в повести народную песню, которая также является извечной украинской традицией, без которой не обходился ни один обряд, ни один обычай, не говоря уже о ежедневных песнях, которые звучали вечерами в сельских клубах или на улицах. Причем, читая повесть, мы замечаем, что каждому обряду отвечала своя песня. В повести много музыки. На свадьбе, на вечерницах играют тройственные музыканты. И рядом с лучшими украинскими обычаями писатель разоблачает с помощью иронии, смеха, а иногда и сатиры худшие стороны народной жизни, которые стали результатом разрушения национальных святынь.
Глубокий знаток крестьянской жизни и быта, крестьянской психологии, Иван Семенович понимал, что о жизни села надо писать без любых украшений. Именно этих принципов он придерживался, работая над повестью. Новаторство прозаика удостоверили реальные картины быта и описание украинских национальных обычаев. Говоря о быте, хочу сразу указать: меня очень взволновали или даже поразили отношения между родителями и детьми в семье Кайдашей. Не хочется верить в типичность этого недоразумения. И все же... Писатель мастерски раскрывает психологию каждого члена этой семьи и мотивирует поступки.
Омелько Кайдаш — ловкий тележник. К нему с уважением относятся и господа, и крестьяне. И заработанные деньги он не может удержать в руках - они убегают в кабак. За это его не уважают сыны. Они смеются над отцом, не находят объяснение его поступкам: ходит в церковь, верит в «святую пятницу» - и постоянно заглядывает к корчму. Больше того. Поженившись, Карп чаще не сдерживается, обзывает отца «иродовою душой», бросается на него, толкает кулаками. С таким же неуважением он относится и к матери. Узнав, что она закрыла его коня в своем хлеве, он хватает мать за плечи кричит: «Нате, ешьте меня, или я вас съем». А потом гонится за матерью с палкой. Мотря не останавливает мужчины, так как у нее такая большая ненависть к свекрови, которая «взглядом бы испепелила ее». Думаю, что описывая эти картины быта, автор приходит к мнению духовная разобщенность между родителями и детьми отравляет каждый день жизни.



 
Вчитываясь в повесть, я прихожу еще до одного вывода: И. С. Нечуя-Левицького не интересует этнографическая сторона жизни крестьян. Главным для него есть показ конкретных будничных ситуаций, в которых оказываются обнищали под влиянием обстоятельств человеческие души. Среди бытовых ситуаций автор больше внимания уделяет ссорам-потасовкам, каждая из которых имеет свою завязку и свою развязку. Наиболее выразительных ссор, на мой взгляд, в повести три: потасовка между Кайдашихою и Мотрей за мотовило, между Мотрей, с одной стороны, и Мелашкою и Кайдашихою, со второй стороны; потасовка между двумя семьями, когда они жили уже в разных домах. В этих потасовках мы познаем характеры главных персонажей, их этику. С каждой новой ссорой-потасовкой все члены семьи Кайдашей приходят в упадок морально. Имея в душе добрые начала и намерения, наконец они теряют их и уравниваются со всеми. Это прежде всего касается Лаврина и Мелашки. Как понимать все то, что лежит в основе ссор? Думаю, что И. С. Нечуй-Левицкий эти бесконечные ссоры расценивает как трагический результат разрушения народной морали, народных обычаев и традиций в связи с уничтожением казачества в Украине. Писатель любит свой народ, свою землю. Он любит своих героев, болит душой за них, ему дорога самобытность народа. Ему болит утраченная воля и попранное чувство национального достоинства. Именно этим можно объяснить углубленное внимание автора повестей к изображению традиций и обычаев, духовных порываний. Автор утверждает веру в неуничтожимость украинских традиций, украинского менталитета. Он верит в то, что придет день, который возродит украинскую духовность, и люди будут беречь «соборы своих душ».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Изображение украинского быта и обычаев в повести И С Нечуя Левицкого «Кайдашева семья». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Нечуй-Левицкий > Изображение украинского быта и обычаев в повести И С Нечуя Левицкого «Кайдашева семья»
Иван Нечуй-Левицкий

Иван  Нечуй-Левицкий


Сочинение на тему Изображение украинского быта и обычаев в повести И С Нечуя Левицкого «Кайдашева семья», Нечуй-Левицкий