А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Аполошка и Митька в рассказе «В чистом поле за проселком» - сочинение


Иное дело — Аполошка и Митька. Как у них родилась любовь к родной земле, как зародилось уважение к труду, стремление быть рядом с кузнецом Захаром Панковым? Отвечая на возникшие вопросы, обратимся к строкам, посвященным Захару Панкову, оказавшему на нас огромное влияние. Привлекателен он не только внешней красотой («волосы подвязывал тесьмой по лбу, борода смоляная на полфартука, точь-в-точь как старинный оружейник...»), но и своим мастерством, знанием современной техники, что и увлекло нас. Для активизации впечатлений предложим учащимся представить, а потом и рассказать, как возникла дружба нас с кузнецом Захаром Панковым и какие чувства у них и у нас, читателей, вызывает этот мастер. Рассказы нас явятся ответом на поставленные выше вопросы, помогут осознать и свое, личностное мнение о героях Е. Носова. Большую роль в обобщении читательских впечатлений играют, как известно, устные иллюстрации к произведению.

Достоинство их в том, что они помогают воссоздать картины, созданные писателем, полнее, глубже воспринять тональность изложения, увидеть детали, пропускаемые при чтении, воссоздать портреты и пейзаж. В учебной хрестоматии помещена одна лишь иллюстрация к рассказу. Детально рассмотрев ее, предложим учащимся создать и другие, предварительно продумав их содержание, композицию, детали, отражающие приметы того или иного времени, авторское и свое отношение к воссоздаваемым картинам, а также и средства выражения его в устных иллюстрациях. Отсюда не следует, конечно, запрета на рисунки, выполненные красками или цветными карандашами.

И последнее — рассказ о писателе. Из статьи в учебной хрестоматии все узнают, что Е. И. Носов родился в Курской области. Именно там на всю жизнь полюбил он природу среднерусской полосы, именно там научился видеть ее красоту. Там привилась а привычка к труду, сформировалось уважение к людям негромких, но важных для жизни профессий. Следует рассказать подросткам и о фронтовой жизни писателя, его ранении, деятельности художника, журналиста и писателя, также объясняющей позицию Ё. Носова, его отношение к жизни. Хорошим помощником в этом могут служить предисловия к книгам писателя, статьи о его творчестве и монографии.

Главное в сообщении учителя — помочь понять, что источник всего написанного Е. И. Носовым — сама действительность и страстная убежденность писателя в торжестве светлых начал жизни, «добра и справедливости на родной земле над всякого рода перегибами, бюрократическим хамством и бездуховностью». Однако, о чем справедливо предупреждает И. Баскевич, «писатель не просто воспроизводит поток жизни или же создает этнографические зарисовки. На курском ли или ином материале он освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ: о судьбе деревни, о социальной справедливости, о том, почему не сдается мещанство, о том, как жить и что делать».

Как убеждает опыт, знакомство с одним из произведений того или иного писателя проходит, как правило, менее эффективно, чем изучение или чтение нескольких произведений одного и того же писателя. Для того чтобы закрепить впечатление о стиле Е. Носова, его героях и мастерстве в их изображении, дать возможность полнее проникнуться чувствами, мыслями писателя, поспорить или полностью с ним согласиться в оценках изображенных людей и событий, необходимо рекомендовать для самостоятельного чтения не только рассказ «Варька», включенный в хрестоматию для внеклассного чтения «В мире русской литературы» для VI класса, но и другие произведения писателя. В числе их, мы считаем, должны быть рассказы о детях, современной деревне, среднерусской природе и людях, пришедших с войны. Это «Подпасок», «Радуга», «Лесной хозяин», «Белый гусь», «Живое пламя», «На рассвете». Их характеризует не только поэтическое восприятие мира, но и оптимистическое отношение к нему, вера в человека, в торжество справедливости и добра на земле. В связи с этим целесообразно завершить изучение рассказа Е. Носова «В чистом поле за проселком» внеклассным занятием, которое и явится заключительным этапом в работе по данной теме.





 
«Всякое литературное произведение, замечает Д. С. Лихачев,— существует в определенной среде: в среде реальной жизни и в среде окружающих его литературных произведений, на которые оно отвечает или которые продолжает, с которыми спорит или соглашается»1. Это принципиальное положение имеет непосредственное отношение не только к литературоведению, но и к методике, как обоснование необходимости расширять круг чтения, включая произведения изучаемого писателя и произведения других писателей— предшественников или его современников, творения других искусств. Расширяя представление о творчестве Е. Носова, необходимо познакомить нас с другими его произведениями, а также показать, что волнующие его проблемы современной деревни находят отклик и в творчестве других писателей, художников, что волновали они и раньше передовых писателей и художников. Достаточно вспомнить рассказы И. С. Тургенева, стихотворения Н. А. Некрасова, полотна художников-передвижников. Как поступить в данном случае, на какой теме внеклассных занятий сосредоточить свое внимание? Решение не может быть однозначным, оно определяется каждым учителем в зависимости от поставленных им задач. Если Читатель решает углубить представление нас о произведениях Е. Носова, то в этом случае он ограничивается только его произведениями. Если ставится задача обратить внимание нас на Е. И. Носова как продолжателя традиций русской литературы XIX века в изображении крестьянской жизни, то естественно посвятить внеклассные занятия произведениям И. С. Тургенева и Е. И. Носова. Мы имеем, таким образом, большой и разнообразный материал, требующий вчитывания, осмысления, обсуждения. Вот, например, одна из программ проведения внеклассного занятия, посвященного произведениям Е. И. Носова: I) рассказ нас о жизни Е. И, Носова; 2) выразительное чтение, пересказ, близкий к тексту, чтение в лицах рассказов писателя или отрывков из них (по выбору нас); 3) коллективное обсуждение произведений писателя. Примерные вопросы: 1) Что, по-вашему, сближает Варьку с Аполошкой и Митькой-подпаском? 2) Какие мысли и чувства охватывают Митьку-подпаска на берегу реки? Как его это характеризует? В чем прав дед Коля в оценке поступков Митьки-подпаска? 3) Какое значение для понимания рассказа «На рассвете» имеет его заглавие? 4) Какие строки из поэмы «Мороз, Красный нос» могут служить эпиграфом к рассказу о жизни Алены Дмитриевны («На рассвете»)? 5) Какие легенды поведал нам Е. Носов в рассказе «Лесной хозяин»? Передайте их от лица деда Проши и автора. 6) А какие легенды о лесе, море, реке, явлениях природы знаете вы или можете их сочинить? В конце занятий — слово учителя о Е. И. Носове и его произведениях. Если Читатель планирует завершить внеклассное занятие письменной работой, закрепляющей умения анализа, то в этом случае целесообразно провести работу над отзывом, например, о рассказах «Белый гусь», «Живое пламя», произведениях с глубочайшим подтекстом, вызывающих у у себя ответные добрые чувства. О чем пишут Читатели в таких отзывах? Предполагается обоснование выбора для отзыва одного из рассказов, выражение личностного отношения к рассказу, имея в виду картины жизни, изображенные писателем, взаимоотношения персонажей и окружающую их обстановку, построение произведения и его пафос, значение выбранного рассказа для нашего времени.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Аполошка и Митька в рассказе «В чистом поле за проселком». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Носов Н > Аполошка и Митька в рассказе «В чистом поле за проселком»
Евгений Носов

Евгений  Носов


Сочинение на тему Аполошка и Митька в рассказе «В чистом поле за проселком», Носов Н