А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Носов «В чистом поле за проселком» - сочинение




Е. И. Носов — один из талантливых и самобытных писателей нашего времени, гуманист и романтик по складу личности и отношению к жизни. Вера в человека, в его талантливость и нравственную чистоту помогает писателю быть предельно правдивым в изображении жизни своих современников, увидеть темные и светлые стороны нашей действительности. Характеризуя стиль произведений Е. Носова, Ал. Михайлов писал, что «всех героев Носова роднит одно прекрасное светлое чувство полноты бытия, счастья жить и трудиться на своей земле». Это чувство присуще и героям выбранного для изучения рассказа Е. Носова «В чистом поле за проселком», значительного по теме, содержанию, нравственному пафосу.

Из произведений литературы, включенных в учебную хрестоматию, наиболее близок произведению Е. Носова рассказ А. Толстого «Русский характер», несмотря на то что написаны они в разное время и о разных событиях. Сближает рассказы патриотический пафос, стремление писателей раскрыть сущность русского характера. Эту общность в решении творческой задачи, поставленной писателями, впервые подметил В. Чалмаев. В одной из своих статей 1943 г. А. Толстой писал, что «понять тайну русского народа» его величие можно только заглянув в прошлое, в нашу историю, в коренные узлы ее, в которых завязывался русский характер». Этот завет, по мнению В. Чалмаева, исполнил Евгений Носов, который не в прошлом, а в становлении характера своего современника «сумел показать, как именно завязывалось в душе его юных героев и героинь... патриотическое чувство, любовь к своей земле...».

Эти слова В. Чалмаева целиком относятся и к рассказу «В чистом поле за проселком».
Любовь к родной земле, по мнению писателя, выражается прежде всего в труде на этой земле, в отношении к труду как первой необходимости, как к долгу и обязанности, как к источнику радости. Мысль о связи поколений, в основе которой труд, является одной из центральных в рассказе. Выражается она не только в событиях, поступках и чувствах персонажей, но и в их размышлениях, в их оценках происходящего, их непосредственной радости, вызванной тем, что молодая поросль села оказалась достойной старшего поколения. Не кончилась в Малых Серпилках династия кузнеца, подхватили дело два мальца — Апрлошка и Митька, ловкость и сноровка которых удивляет и восхищает героев рассказа «В чистом поле за проселком», вызывая и у нас ответные чувства, заставляя и нас, читателей, всматриваться в них, извлекая уроки и для себя. В этом ценность и значительность рассказа, его идейно-нравственный заряд.

На изучение рассказа Е. Носова отводится примерно два урока. Перед нами стоит задача не только вдумчиво прочитать рассказ, но и вызвать интерес к писателю, желание познакомиться с другими его произведениями и подготовить нас к самостоятельному чтению их. Проникая с помощью анализа в образную систему рассказа, наблюдая за художественным выражением мысли писателя, мы поможем учащимся личностно воспринять не только его героев, но и чувства писателя —его сыновнюю любовь к родной земле, поверить, как и писатель, в творческие силы народа как основу жизни... «Вот и ракеты теперь пошли и все прочее... А все ж таки кузня — всему голова... Россией пахнет, родной... Никак нельзя, чтоб затухло это дело»,— так говорит один из героев Е. Носова, выражая и мысли писателя, и его отношение к простым и обычным профессиям прошлого и настоящего, достойным не меньшего уважения, чем все остальные, даже престижные и модные.

Это и выбор темы рассказа, и отношение писателя к изображаемому. Однако серьезные вопросы к писателю возникают обычно не до, а после чтения его произведений. Естественный путь изучения, таким образом,— это чтение рассказа, его разбор, а затем и сообщение о писателе, которое помогает не только обобщить приобретенные в процессе анализа знания по литературе, ответить на возникшие вопросы, но и связать классные занятия с внеклассными, обогащающими представление о произведениях Е. Носова, а следовательно, и приобщающими нас к современной советской литературе.
Самостоятельное чтение рассказа «В чистом поле за проселком» завершается беседой, во время которой выясняется, какое впечатление произвел рассказ на нас и как поняли они смысл его названия. Что дает учащимся эта беседа? Она способствует проверке первых впечатлений, вызванных чтением, правильности суждений о героях и содержании рассказа, заставляя каждого из участников этой беседы подумать о смысле названия рассказа, что помогает целостно его охватить. Ведь название рассказа — не только обозначение места действия, не только клочок земли под кузницей. Это — центр Малых Серпилок, хотя и расположен он в поле за садами. Не случайны и сравнения перезвона молотков с всенощной накануне праздников, с соборной звонницей и веселым праздничным перезвоном, без которого глухо и неуютно в Серпилках.

В связи с этим и следующий вопрос, заставляющий подумать о роли экскурса в прошлое, в историю серпилковской кузницы, т. е. выяснить композиционную роль этого рассказа о прошлом.



 
Обобщая мнения, делаем вывод о художественной необходимости этого события, которое как бы раздвигает рамки рассказа, создает представление о движении жизни, смене поколений, заставляет увидеть и общее, то, на чем держится жизнь, чем определяется связь людей и поколений. Это — труд, простой и важный одновременно. Сожгли в революцию кузницу, и оборвали серпилков-цы одну из связующих нитей с прошлым, пренебрегая его опытом. Но быстро, однако, «смекнули, что кузницу палили зря». Восстановление ее согрело душу, укрепило мысль о связи с прошлым, о том, что есть у них корни, своя история, та малая родина, без которой нет и большой, которую так же, как и большую, надо любить и защищать и не только от врага иноземного, но и от собственного нерадения. Вот о чем заставляет задуматься эта врезка. О нравственном и духовном наследии, о сохранении лучших традиций и культуры прошлого, чем и сильна наша жизнь. Продолжая наблюдения за композицией рассказа, предлагаем подумать над следующим вопросом: «Какое из событий в рассказе следует считать главным, кульминационным и почему вызывает оно оптимистические чувства?» Прослеживая развитие действия, сопоставляя события, выделяем главное, центральное и предлагаем его озаглавить, что поможет осмыслить роль и место его в рассказе. Вот примерные его названия: «Наследники кузнеца Захара Панкова», «Возмутители спокойствия», «Проросло семя». Каждое из них отражает одну из сторон события. Наиболее точно выражает его суть третье название как целиком относящееся к Аполошке, главному его участнику. Перечитывая страницы, посвященные Аполошке, мы не только проследим за тем, как изображаются участники переполоха — Денис Иванович, дед Квадрат и наса, но и сравним описания Аполошки. В рассказе их два — и это не случайно, в этом заложен глубокий смысл рассказа, на что и следует обратить внимание нас. Вот, например, каким видим мы Аполошку при первой встрече с ним: «...с дегтярно-черпой матицы спустился неуклюже-длинный, вислоплечий Аполошка, старший Митькин брат. Конфузливо подшмыгивая носом, Аполошка уставился себе под ноги. Большой вислый нос его был покрыт угольной копотью». А вот каким предстает Аполошка в другой момент этой же встречи, но уже при других обстоятельствах: «Красный летучий отсвет озарил Аполошкин подбородок, мослатые скулы, бугристый лоб, все, что было упрямого в этом нескладном подростке, оставив в тени лишь его раздумчиво-синие, широко распахнутые глаза. И от этого озарения, а может, и от чего иного, невидимого, загоревшегося в самом Аполошке, он враз как-то повзрослел, сурово по-строжал, будто заказанное ему дело прибавило целый десяток лет. Оно и всегда так: серьезная работа старого мастера молодит, юнца — мужает». Затем идет удивительно емкое и образное описание процесса создания обычной детали — простого болвана. И перед нами уже не прежний Аполошка, а сам огненный бог, «свершающий свое таинство в ночи». Как сравниваются эти описания? Выделяем с учащимися главное в облике и в поведении мальчика в первом и во втором описаниях и вместе размышляем о причинах поразительно быстро свершившейся в нем метаморфозы. Причин, конечно, много. Это и порыв, и стремление защитить себя и брата от наказания, и задор, и стремление отстоять свою самостоятельность, свое право быть в кузнице. Руководит им и гордость ученика Захара, и верность его заветам, и чувство собственного достоинства. Это и вдохновенный труд созидателя, в котором явственно проступает талант и призвание. Не случайна, конечно, и деталь — хромота Аполошки, заставляющая вспомнить Гефеста, покровителя кузнечного ремесла. Любимый труд, а потому и вдохновенный не только преображает, но и красит, высвечивая лучшие качества личности и сущность характера Аполошки, трудолюбие и стойкое упорство в достижении цели, что и придает значительность его неказистой фигуре. Оптимистической нотой завершается рассказ. И это чувство вызывает именно Аполошка своим талантом и мастерством, о которых неожиданно узнают серпилковцы накануне Октябрьских праздников. Выявляя композиционную роль компонентов рассказа, мы приближаемся, таким образом, не только к героям, но и к писателю, его мыслям, чувствам, проникаемся и его отношением к миру, окружающей жизни и людям простых и обычных профессий. Неизбежен поэтому вопрос и о нашем отношении, нашей оценке их поступков, например: «В какой момент изменяется у нас отношение к деду Квадрату?» Или: «Как вы думаете, почему Денис Иванович вызывает у нас чувство уважения к себе? Как проявляется авторское отношение к Аполошке и его брату Митьке и какие чувства у пас вызывают эти наса?» В связи с этим выясняется и роль обстоятельств в жизни этих героев: когда и как, например, родилось у них активное отношение к жизни, ко всему тому, что их окружает, и прежде всего к колхозному хозяйству. Рассказы о Денисе Ивановиче и деде Квадрате (Доне Синявкине) потребуют вчитывания не только в рассказ, но и в его подтекст. Необходимо и угадывание авторского замысла, а в какой-то степени и домысливание: представить, например, или мысленно воссоздать, вспоминая историю нашей страны, годы юности Дениса Ивановича и деда Квадрата. Они не только современники, но и участники коллективизации, войны, послевоенного восстановления. Все создано их руками, полито их потом. Они — центр и основа жизни.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Носов «В чистом поле за проселком». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Носов Н > Носов «В чистом поле за проселком»
Евгений Носов

Евгений  Носов


Сочинение на тему Носов «В чистом поле за проселком», Носов Н