А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Изображение Обломовки и «обломовцев» для понимания образа Обломова - сочинение


Изображение Обломовки и «обломовцев» в предыстории главного героя также оказывается у Гончарова нравственной антитезой бездушному столичному обществу. При всей своей лени, неразвитости, боязни перемен «обломовцы» все же «добрые люди» и даже «счастливые люди». И это относится не только к помещикам и избалованным ими дворовым. Даже в избе крестьянина Суслова, висящей над обрывом, «тихо и счастливо» прожили «три-четыре поколения». Изображая Обломовку и окружающие ее деревни, автор называет их «благословенным уголком земли». И даже сам Обломов получает иногда в романе характеристики, оправдывающие его патриархальную не испорченность. «У тебя сердце как колодезь глубокое»; «честное, верное сердце… его природное золото»; «чистое, светлое, доброе начало», - так говорят об Обломове Щтольц, Ольга и сам автор.

Таким образом, авторская оценка характера Обломова и того социально-бытового уклада, в котором сложился этот характер, оказывается внутренне противоречивой. Писатель показывает всю пустоту и инертность уже изжившей себя патриархально-помещичьей жизни и осуждает ее. Но он находит в ней и положительные нравственные свойства и стремится положить их в основу критики низменной и опустошенной жизни городского дворянско-чиновничьего общества.

Однако в изображении Обломова, его жизни с Захаром на Гороховой улице, тенденция идейного отрицания явно преобладает. Гончаров очень «объективен» по приемам изображения. Он тщательно вырисовывает подробности обломовского прозябания в халате на диване и как будто не вмешивается в изображаемую жизнь. Но Гончаров очень ясно и последовательно раскрыл всю комическую противоречивость характера Обломова - его попытки считать свое ленивое и пустое существование каким-то подобием настоящей жизни, его нравственное самодовольство, поминутно переходящее в наивную растерянность и беспомощность, его снисходительные барские насмешки над Захаром при полной зависимости от него и т. п.

Понимание социальной сущности этих внутренних противоречий приводит Гончарова к юмористическому отрицанию изображаемой жизни. Но признание автором нравственных качеств героя делает этот юмор очень мягким и сдержанным. У Гончарова нет сатирического пафоса отрицания, свойственного автору «Ревизора» и «Мертвых душ». Изображение домашней жизни Обломова и жизни в Обломовке гораздо ближе к картинам патриархально-помещичьей жизни в «Старосветских помещиках» Гоголя.


 
Но для Гоголя эти картины были данью уходящей в прошлое «старине». Гончаров же пишет социально-бытовой роман, весь устремленный в будущее. Основной вопрос его романа - это дальнейшая судьба Обломова и Обломовки. И писатель обнаруживает -здесь две различные и исключающие друг друга перспективы. Обломов не может постоять за себя. И в трудных условиях начавшегося буржуазного развития помещичьей России он сам и его Обломовка неизбежно должны попасть в чьи-то чужие руки. На протяжении всего романа Обломова стремятся взять под свое покровительство два других героя - культурный и честный, вполне добропорядочный предприниматель Штольц и темный, грубый, но ловкий пройдоха Тарантьев. Понимал это сам автор или нет, но Тарантьев и Штольц, действительно, воплощают у него две разные тенденции помещичье-буржуазного развития России, первый и вполне реальную, второй - в значительной мере иллюзорную. За Штольцем никто не стоит, и в романе он выступает как одиночка. За Тарантьевым стоят его друзья - Мухояров и Затертый. Тарантьев грубо выпрашивает у Обломова деньги по мелочам. Мухояров нагло вымогает у него подписи под «законными» контрактами и заемными письмами, обирая его на большие суммы. Затертый выступает даже «спасителем» Обломова и деятельным управителем его усадьбы. Он «не в первый» раз» запускает лапу в помещичий карман, он уже научился «высасывать» средства из имений. Это шайка грубых аферистов, недовольных ослаблением старого канцелярского лихоимства. Они завидуют аферистам более высокого полета - «молокососам… говорящим по-французски», но они все же уверены, что и им «можно жить», «пока не перевелись олухи на Руси». Это нарождающиеся представители пореформенного хищнического капитализма. Это - будущие «чумазые», которых в 1870-е годы будет сатирически разоблачать Щедрин. Это - те люди, в руках которых, действительно, гибли русские «обломовки» на протяжении всей второй половины XIX в. Но Гончаров, конечно, хотел бы видеть другую перспективу развития русских «обломовок». И его главным героем, наряду с Обломовым, выступает Штольц. Штольц уверен в возможности органического развития буржуазных отношений в рамках помещичьего строя, убежден, что только «честные» экономические отношения выгодны и прогрессивны. Именно Штольц призван в романе спасти Обломовку для ее законного наследника - сына Обломова, спасти не только от ее собственной инертности и лени, но прежде всего от хищнических поползновений Мухояровых и Затертых.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Изображение Обломовки и «обломовцев» для понимания образа Обломова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Обломов > Изображение Обломовки и «обломовцев» для понимания образа Обломова
Обломов

Обломов


Сочинение на тему Изображение Обломовки и «обломовцев» для понимания образа Обломова, Обломов