А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Любовь в жизни Обломова (по роману И А Гончарова "Обломов") - сочинение


Считается, что любовь преображает человека. Истинное чувство по- могает высветить в человеческой личности все лучшее, что в ней зало- жено природой, воспитанием, прожитыми годами. Так ли это в случае Обломова - героя одноименного романа Гончарова?   Кто  он, наш герой?  Русский  барин, которому в момент знакомства с ним читателей около тридцати двух-трех лет, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. 

Инертность, апатия, боязнь всякой деятельности - вот результат воспитания, когда мальчика растят, как экзотический цветок в теплице, не позволяют шага шагнуть само- стоятельно, изнеживают и балуют сверх всякой меры. Учение вызывает тоску, и с одобрения маменьки занятия пропускаются при первом же удобном случае. Любимое времяпрепровождение выросшего Обломова - лежание на диване в пустых мечтаниях и сладкий сон. Он мучается от сознания того, что у него не хватает силы воли, чтобы сдвинуться с места, и он просит своего деятельного друга детства Штольца помочь ему: Дай мне своей воли и ума и веди меня куда хочешь. Штольц знакомит Об- ломова с Ольгой Ильинской, а уезжая за границу, завещал Обломова ей, просил приглядеть за ним, мешать ему сидеть дома. Так в жизнь Ильи Ильича Обломова входит Ольга. Она не была красавицей. Но если бы ее обратить в статую, она была бы статуей грации и гармонии. Ольга - чужая в своей семье, но в ней есть ум и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию. И Обломов воспринял Ольгу как воплощение некой мечты, увидев в ней отсутствие искусственности, красоту не за- стывшую, а живую.

Их отношения позволяют нам глубже понять характер Обломова. Что же находит в нем Ольга? Она видит отсутствие цинизма, способ- ность к сомнению и сочувствию. Она ценит его ум, простоту, довер- чивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые чужды и ей. Отношения Обломова и Ольги развиваются в двух планах: поэ- тически расцветающая любовь и просветительская миссия Ольги. Ей хочется помочь этому болезненно неспособному к действию че- ловеку. Она мечтает, что укажет ему цель, заставит полюбить все то, что он разлюбил.... Ольга постоянно размышляет о своем чувстве, о своем влиянии на Обломова, о своей миссии. Ей нравится созна- вать себя в роли просветительницы: ведь она, женщина, руководит мужчиной! Любовь станет для нее долгом, а потому уже не сможет быть ни безоглядной, ни стихийной. Полюбить, чтобы перевоспитать, из идейных соображений - такого в русской литературе еще не было. Влюбленность Ольги - своеобразный эксперимент. Но почему-то этот эксперимент заставляет чаще биться ее сердце. Она даже вздрагива- ла от гордого, радостного трепета: считала это уроком, назначенным свыше. Такова в своей любви Ольга Ильинская, а что же Обломов? При первой же встрече он сам не свой: его беспокоит ее взгляд, и он гадает, почему она так смотрит на него. Он не может лгать и с досадой на са- мого себя признается, что немного ленив. 

И чем дальше развиваются отношения молодых людей, тем искреннее становится он. Меняется весь образ его жизни: он с удовольствием ходит в гости к Ильинским, завороженно слушает пение Ольги, много и подолгу гуляет, он не ужи- нает и забыл о послеобеденном сне. Ему стыдно перед самим собой за то, что он не читает, - он берется за книги. Обломов вдруг осознает ненужность, бесцельность своего существования. Как со всяким влюбленным, с ним постоянно образ любимой. А Обломов, лишь проснется утром, первый образ в воображении - образ Ольги, во весь рост, с веткой сирени в руках. Засыпал он с мыслью о ней, шел гулять, читал - она тут, тут. Он следил теперь за своей одеждой. Беззаботность покинула его в тот момент, когда она первый раз для него пела. Он уже жил не прежней жизнью... Он делает вывод: Любовь - претрудная школа жизни. Но все эти изменения не выходили из магического круга любви, а дело оставалось лишь намерением. Молодым людям не суждено быть счастливыми, потому что Ольга любит Обломова не такого, какой он есть, а такого, каким хочет его сде- лать: Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден... и гибнешь!

 
7 Творчество И.А. Гончарова Мучительно расставание героев. Ольга, искренне любящая Илью, вложившая столько сил в его воскрешение к активной жизни, оплаки- вает и свой душевный труд, пропавший даром, и свои воспоминания о прогулках в парке, ветке сирени, обо всем том, что приросло к сердцу. Отрывать все это невыносимо больно. Но она не в силах принять (и труд- но винить ее в этом) ту малость, которую только и может предложить Обломов: Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего. Почему же не складываются отношения у молодых людей? Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него - деятельности, воли, энергии; в ее представлении он должен хотя бы ради их будущего семейного счастья решиться на дело. Но на дело воли у Обломова нет. Он сам знает имя зла, которое губит его любовь, рушит возможное счастье. Имя этому злу - обломовщина. А дальше автор предложит герою найти утешение в новой любви. Речь идет о возлюбленной, а затем жене Обломова, матери его сына Агафье Матвеевне Пшеницыной. Если Штольц - антипод Обломова, то Пшеницына в такой же сте- пени антипод Ольги. Различны их социальный круг (одна - дворянка, другая - мещанка), социальное положение (незамужняя девица и вдова с детьми), уровень образования. Но главное их отличие в психологии восприятия своего женского предназначения. Ольга стремилась быть ведущей по отношению к мужчине, а Агафья Матвеевна - существо, подчиненное даже такому безвольному человеку, как Илья Обломов. Идейной любви новой женщины противопоставлена душевная, сердечная, традиционная любовь, о которой можно сказать, что она стара как мир. Робкая, застенчивая, забитая, подвластная братцу, Агафья тем не менее сразу же вызывает симпатию у Обломова: У ней простое, но приятное лицо... должно быть, добрая женщина! По мнению Штольца, Пшеницына есть чудовище, погубившее Об- ломова. Но для многих читателей в Агафье Матвеевне гораздо больше женского, нежели в Ольге. Этот образ простой бабы довольно убеди- телен, потому что в нем нет ничего идеального. Напротив, он написан с помощью множества бытовых деталей и вне быта просто немыслим. В Пшеницыной больше женского не потому, что у нее локти соблазни- тельны, что она образцовая хозяйка и в этом ее призвание, а в том, что она умеет любить тихо, без высоких слов, без впечатляющих жестов, но любить беззаветно, забыв саму себя. О таких женщинах говорят, что изо дня в день они совершают подвиг любви. У нее нет ни какой- либо программы спасения Обломова, ни самолюбия. Просто в вечных хлопотах по дому предугадывает она каждое желание любимого. Удивительным лиризмом проникнуты строки о скорби Агафьи Матвеевны после смерти Ильи Ильича. После смерти Обломова она превратилась от горя в тень, “всё прочее умерло для неё, кроме Андрюши”. Агафья не спасла Обломова и не погубила его. Можно сказать, что она создала для него подобие счастья. Можно — что она дала ему столько счастья, насколько оставалось у него душевных сил. Образы экспериментирующей деловой женщины Ольги Ильинской и щедрой душой Агафьи Пшеницыной — два настолько различных типа женщин, что сравнение их вряд ли корректно. Каждая по-своему типична, у каждой есть свои прелести и свои недостатки. Вопрос только: типичны они были вчера или типичны и по сей день? Если разобраться, “женский вопрос”, то есть вопрос о том, какой быть женщине в обществе, в отношениях с мужчиной, в семье, остаётся открытым и сегодня. И женщины типа Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной находят и ныне своих почитателей. Каждому, как говорится, своё.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Любовь в жизни Обломова (по роману И А Гончарова "Обломов"). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Обломов > Любовь в жизни Обломова (по роману И А Гончарова "Обломов")
Обломов

Обломов


Сочинение на тему Любовь в жизни Обломова (по роману И А Гончарова "Обломов"), Обломов