А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Нравственная проблематика в романе И А Гончарова «Обломов» - сочинение



Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» считается одним из самых заметных в русской и мировой литературе. В романе мы видим, как решаются человеческие проблемы общественно-^ нравственного содержания. Уже с начала романа Иван Александрович считает необходимым обратить наше внимание на главную черту своего главного героя: «Душа та открыто и ясно светится в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук». Вот с таким симпатичным и обаятельным Обломовым писатель предлагает читателям разделить переживания, страдания и мысли о мире, который мы видим в рамках довольно объемного романа.

И мы видим, что Обломов — это духовно богатая натура. Он умен, хотя в нем есть то, что «дороже всякого ума: честное сердце!» В романе Обломов многих героев.удивил своим благородством. Мне кажется, что трагическое звучание романа в этом и состоит, что, осенив сознанием духовной красоты многих людей, сам главный герой оказывается подавленным русской обломовщиной. Собственно, он «тихо и постепенно укладывается в гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу».

Когда я читала роман Ивана Александровича, то все время размышляла о причинах, ведущих героя к трагедии.

В самом начале романа, с уверенностью в своем праве, принадлежавший к дворянству и занимавший социальное положение «барина», который был владельцем трехсот крепостных, Обломов позволяет себе заявлять, что «воспитан нежно, ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался». Иван Александрович явно иронизирует над дворянским сословием. Всегда было известно, что под фразой «черным делом» подразумевается труд. Стоит отметить, что это далеко не индивидуальное мнение героя, а опыт многих дворянских поколений, которые, как было сказано в «Сне Обломова», «сносили труд, как наказание, наложенное еще на отцов наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это и возможным, и должным». В этих строках говорится о потомственных предках Обломова, но оскудевших дворянах.


 
Значит, можно сказать, что главный герой романа уже обречен. Гончаров утверждает, что именно этот мотив «есть господствующий в романе». В самой первой части романа Иван Александрович повествует нам о мучительных попытках героя подумать о своей жизни, пишет: «Кто-то, — размышлял он, — будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища. Что-то помешало ему ринуться на поприще жизни. Какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения». Из всего этого понятно, что герой угадывает, чувствует существование общественного зла, но определить его он пока не может. Но в самом конце своего пути Обломов на вопрос возлюбленной: «Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...» — отвечает: «Есть — обломовщина!» Дмитрий Иванович Писарев написал, что понятие «обломовщины» «не умрет в нашей литературе». В чем же корни «обломовщины»? Гончаров в образе Обломова показывает нам все черты характера, пораженного русской патриархальной помещичьей жизнью. «Сон Обломова» — это великолеп-' ный эпизод, который навсегда останется в нашей литературе. Этот сон — не что иное, как попытка самого Ивана Александровича Гончарова уяснить себе суть Обломова и обломовщины. Детство — очень важный момент в жизни человека: оно формирует его нравственный фундамент, чувство любви, уважения семьи, близких людей, родного дома. «Не скоро ели предки наши», — сказал Александр Сергеевич Пушкин. Обед для русского человека всегда был чем-то большим, чем просто поглощением пищи. Среди всех забот «главной заботой была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом, и престарелая тетка приглашалась к совету. Всякий предлагал свое блюдо: кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к соусу». «Забота о пище была первая и главная забота в Об- ломовке». Заботе об обеде был подчинен весь строй жизни. Чтобы насытиться, в конце обеда подавали пирог — это считалось символом сытости. После того как пообедали, наступал сон. «Это был какой- то всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов разнообразное храпенье на все тоны и лады». Это была жизнь, которая была похожа на сказку, но «другой жизни обломовцы и не хотели». Для них были характерны покой, бездействие, мелочность интересов, сытость во всем, исполинский пирог и самовар, скупость на деньги, сон. с Обломовцы никогда не знали душевных тревог, никогда не задавали себе умных или нравственных вопросов. Обпомовка считается волшебной сказкой, в которой вырос Илья Ильич. Единственное, что можно считать за труд у обломовцев, так это поедание пищи. Как же они относятся к труду? Труд для них — это как наказание, страх перемен, неумение сделать самому что-либо для себя. Родители Ильи всегда ограждали его от физической работы, они приучили его к праздности и паразитизму, зато развили в нем чувство превосходства над другими. Мне кажется, что образ героя олицетворяет исключительной злободневности и важности нравственную проблему. Когда Гончаров вкладывал в уста своего героя признание, то задумывался, а не прогадает пи он. Не прогадал! У Ивана Александровича Гончарова самой болезненной точкой современного общества является обломовщина. В те годы авторитетные русские литературные критики посчитали роман Гончарова произведением, которому еще предстоит долгая жизнь. Сегодня большое внимание к роману проявляют деятели театра и кино. Включение романа в сферу споров о недавней истории и проблемах будущего — прямое подтверждение пророческих предвидений тех далеких уже от нас лет. Я уверена, что интерес к роману Ивана Александровича Гончарова не угаснет до тех пор, пока человек будет стремиться к нравственному совершенству.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Нравственная проблематика в романе И А Гончарова «Обломов». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Обломов > Нравственная проблематика в романе И А Гончарова «Обломов»
Обломов

Обломов


Сочинение на тему Нравственная проблематика в романе И А Гончарова «Обломов», Обломов