Обломовка и город Калинов (по роману И Гончарова "Обломов" и пьесе Н А Островского "Гроза") - сочинение
Обломовка и Калинов — микромодели русской жизни. Объединяют два эти места замкнутость и от-граниченность от мира, особое течение времени.
Калинов расположен в живописном месте, на берегу Волги. Первое действие пьесы проходит летним вечером, в общественном саду. Один из героев, Кули-гин, с восхищением произносит: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса!.. Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу... Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». По его мнению, наслаждение природой могло бы смягчить жестокие нравы этого города. Но кроме Кулигина никто и не обращает внимания на красоту природы. Жизнь в городе однообразна, замкнута. Жители невежественны. Они верят в загробную жизнь, считают, что Литва «на нас с неба упала», верят россказням Феклуши о землях, «где все люди с песьими головами». Феклуша уверяет, что в городе царит «бла-алепие,... красота дивная», жители его «добродетелями, как цветами, украшаются», «все делается прохладно и чинно». Она называет Калинов «обетованной землей». Но это взгляд отсталой, невежественной странницы, свято верящей в домостроевские законы. А вот как отзывается о заведенных в городе порядках Кулигин: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего кроме грубости да бедности нагольной, не увидите». И жители по его рассказам не такие уж добродетельные: «А между собой, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга...» Горожане лишены духовности, даже гулять на новый бульвар или не ходят, или ходят с целью показать наряды. «Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота. И спят-то всего три часа в сутки А богатые что делают? Ну, что бы, кажется им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех ворота, сударь, заперты и собаки спущены. Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!.. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто — никто ничего не видит и не знает, видит только один бог!.. Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели».
Обломовку автор тоже называет благословенным уголком, чудным краем, мирным уголком. «Измученное волнениями или вовсе незнакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым счастьем. Все сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную». «Весь уголок верст на пятнадцать или двадцать вокруг представляет ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща — все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано... Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг».
Обломовка напоминает какое-то государство, живущее по своим собственным законам. «Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю. В газетах ни разу никому не случилось прочесть чего-нибудь подобного об этом благословенном уголке... Не наказывал господь той стороны ни египетскими, ни простыми язвами. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты; не водится там ядовитых гадов; саранча не залетает туда; нет ни львов рыкающих, ни тигров ревущих, ни даже медведей и волков...» Самое ужасное в Обломовке — это изба, расположенная на краю обрыва и сам обрыв. «... Глубокая тишина и мир лежат и на полях... Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их... Всякий знал там самого себя... Интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими... Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе — грех».
Единственное, что по-настоящему волновало обломовцев, — это кухня и обед. «Об обеде совещались целым домом... Всякий предлагал свое блюдо: кто суп с потрохами, кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к соусу... Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!.. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!» Основная задача матерей в Обломовке заключалась в том, чтобы «выходить здоровенького ребенка, беречь его от простуды, от глаза и других враждебных обстоятельств...», а также «чтобы дитя было всегда весело и кушало много». Еда в Обломовке несет не только физическое, но и в какой-то степени духовное насыщение. Приготовление обеда — это целый обряд, любимое занятие всей семьи, дворовых. В обеденных хлопотах в Обломовке «все суетилось и заботилось, все жило такою полною, муравьиною, такою заметною жизнью».
Жители Обломовки «никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами... Норма жизни была готова и преподана им родителями, а те приняли ее тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки... Как что делалось при дедах и отцах, так делалось при отце Ильи Ильича, так, может быть, делается и теперь в Обломовке.
О чем же им было задумываться и чем волноваться, что узнавать, каких целей добиваться?
Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления, которые по очереди, без зову, представали пред каждого из них ».
Казалось бы, что может быть лучше, чем жить так, как жили обломовцы? Но оказывается, что и такая мирная, спокойная жизнь таит в себе зло. Жители обломовки не хотят волнений, переживаний — следствием этого стало то, что никто не оказал помощи мужику, лежавшему в канаве на окраине деревни. И стар и млад приняли его за оборотня — настолько невежественны люди. Письмо, полученное родителями Ильи Ильича и содержащее просьбу выслать рецепт пива, приводит к панике. Распечатать его решаются только на четвертый день после получения, а дождался ли ответа Филипп Матвеевич — и вовсе неизвестно.
Обсуждение народных примет и снов, воспоминания о былом, игра «в дураки», гадания — вот и все занятия жителей имения; «между собеседниками по большей части царствует глубокое молчание: все видятся ежедневно друг с другом; умственные сокровища взаимно исчерпаны и изведаны, а новостей извне получается мало».
Обломовка своей замкнутостью похожа на Калинов, только в ней жизнь счастлива, а в Калинове — разрушительна. К Обломовке автор относится со смешанными чувствами: это и ирония и восторг перед ее тихой жизнью. А Калинов представляется автором миром зла. Под внешней благопристойностью и безмятежностью этого города чувствуется скрытый накал страстей; в Обломовке же жизнь тиха и может наскучить.
Конец обоих миров разный. Замкнутость Обломовки разрушается постройкой дороги, связывающей ее с внешним миром. «Начало конца» Калинова связано с самоубийством Катерины и реакцией горожан, свидетельствующей о внутреннем разрушении этого города.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Обломовка и город Калинов (по роману И Гончарова "Обломов" и пьесе Н А Островского "Гроза"). Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Обломов
> Обломовка и город Калинов (по роману И Гончарова "Обломов" и пьесе Н А Островского "Гроза")