А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Обломовка и город Калинов (по роману И Гончарова "Обломов" и пьесе Н А Островского "Гроза") - сочинение

Обломовка и Калинов — микромодели русской жизни. Объединяют два эти места замкнутость и от-граниченность от мира, особое течение времени.

Калинов расположен в живописном месте, на бере­гу Волги. Первое действие пьесы проходит летним ве­чером, в общественном саду. Один из героев, Кули-гин, с восхищением произносит: «Чудеса, истинно на­добно сказать, что чудеса!.. Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все на­глядеться не могу... Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». По его мнению, наслаждение приро­дой могло бы смягчить жестокие нравы этого города. Но кроме Кулигина никто и не обращает внимания на красоту природы. Жизнь в городе однообразна, замк­нута. Жители невежественны. Они верят в загробную жизнь, считают, что Литва «на нас с неба упала», ве­рят россказням Феклуши о землях, «где все люди с песьими головами». Феклуша уверяет, что в городе царит «бла-алепие,... красота дивная», жители его «добродетелями, как цветами, украшаются», «все де­лается прохладно и чинно». Она называет Калинов «обетованной землей». Но это взгляд отсталой, неве­жественной странницы, свято верящей в домостроев­ские законы. А вот как отзывается о заведенных в го­роде порядках Кулигин: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ни­чего кроме грубости да бедности нагольной, не увиди­те». И жители по его рассказам не такие уж доброде­тельные: «А между собой, сударь, как живут! Торгов­лю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга...» Горо­жане лишены духовности, даже гулять на новый бульвар или не ходят, или ходят с целью показать на­ряды. «Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота. И спят-то всего три часа в сутки А бога­тые что делают? Ну, что бы, кажется им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех ворота, су­дарь, заперты и собаки спущены. Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслы­шимых!.. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто — никто ни­чего не видит и не знает, видит только один бог!.. Ог­рабить сирот, родственников, племянников, заколо­тить домашних так, чтобы ни об чем, что он там тво­рит, пикнуть не смели». 

Обломовку автор тоже называет благословенным уголком, чудным краем, мирным уголком. «Изму­ченное волнениями или вовсе незнакомое с ними серд­це так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым счастьем. Все сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную». «Весь уголок верст на пятнадцать или двадцать вокруг представля­ет ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща — все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано... Правильно и невоз­мутимо совершается там годовой круг».

Обломовка напоминает какое-то государство, жи­вущее по своим собственным законам. «Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю. В газетах ни разу никому не случилось прочесть чего-нибудь по­добного об этом благословенном уголке... Не наказы­вал господь той стороны ни египетскими, ни просты­ми язвами. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты; не водится там ядовитых гадов; саранча не залетает туда; нет ни львов рыкающих, ни тигров ревущих, ни даже медведей и волков...» Самое ужасное в Обломовке — это изба, расположенная на краю обрыва и сам обрыв. «... Глубокая тишина и мир лежат и на полях... Тишина и невозмутимое спокойст­вие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабе­жей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные пред­приятия не волновали их... Всякий знал там самого себя... Интересы их были сосредоточены на них са­мих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими... Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все дру­гие живут точно так же и что жить иначе — грех».

Единственное, что по-настоящему волновало обломовцев, — это кухня и обед. «Об обеде совещались це­лым домом... Всякий предлагал свое блюдо: кто суп с потрохами, кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к соусу... Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломов­ке. Какие телята утучнялись там к годовым праздни­кам! Какая птица воспитывалась!.. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, ка­кие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!» Основная задача матерей в Обломовке заклю­чалась в том, чтобы «выходить здоровенького ребен­ка, беречь его от простуды, от глаза и других враждебных обстоятельств...», а также «чтобы дитя было всегда весело и кушало много». Еда в Обломовке несет не только физическое, но и в какой-то степени духовное насыщение. Приготовление обеда — это це­лый обряд, любимое занятие всей семьи, дворовых. В обеденных хлопотах в Обломовке «все суетилось и за­ботилось, все жило такою полною, муравьиною, та­кою заметною жизнью».

Жители Обломовки «никогда не смущали себя ни­какими туманными умственными или нравственны­ми вопросами... Норма жизни была готова и препода­на им родителями, а те приняли ее тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки... Как что дела­лось при дедах и отцах, так делалось при отце Ильи Ильича, так, может быть, делается и теперь в Обло­мовке.



























 
О чем же им было задумываться и чем волноваться, что узнавать, каких целей добиваться? Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления, которые по очереди, без зову, представали пред каждого из них ». Казалось бы, что может быть лучше, чем жить так, как жили обломовцы? Но оказывается, что и такая мирная, спокойная жизнь таит в себе зло. Жители обломовки не хотят волнений, переживаний — следст­вием этого стало то, что никто не оказал помощи му­жику, лежавшему в канаве на окраине деревни. И стар и млад приняли его за оборотня — настолько не­вежественны люди. Письмо, полученное родителями Ильи Ильича и содержащее просьбу выслать рецепт пива, приводит к панике. Распечатать его решаются только на четвертый день после получения, а дождал­ся ли ответа Филипп Матвеевич — и вовсе неизвестно. Обсуждение народных примет и снов, воспомина­ния о былом, игра «в дураки», гадания — вот и все за­нятия жителей имения; «между собеседниками по большей части царствует глубокое молчание: все ви­дятся ежедневно друг с другом; умственные сокрови­ща взаимно исчерпаны и изведаны, а новостей извне получается мало». Обломовка своей замкнутостью похожа на Кали­нов, только в ней жизнь счастлива, а в Калинове — разрушительна. К Обломовке автор относится со сме­шанными чувствами: это и ирония и восторг перед ее тихой жизнью. А Калинов представляется автором миром зла. Под внешней благопристойностью и без­мятежностью этого города чувствуется скрытый на­кал страстей; в Обломовке же жизнь тиха и может на­скучить. Конец обоих миров разный. Замкнутость Обломовки разрушается постройкой дороги, связывающей ее с внешним миром. «Начало конца» Калинова связано с самоубийством Катерины и реакцией горожан, сви­детельствующей о внутреннем разрушении этого го­рода.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Обломовка и город Калинов (по роману И Гончарова "Обломов" и пьесе Н А Островского "Гроза"). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Обломов > Обломовка и город Калинов (по роману И Гончарова "Обломов" и пьесе Н А Островского "Гроза")
Обломов

Обломов


Сочинение на тему Обломовка и город Калинов (по роману И Гончарова "Обломов" и пьесе Н А Островского "Гроза"), Обломов