А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Обломовщина и штольцевшина как образы жизни людей - сочинение


В романе «Обломов» Гончаров представил два образа, или типа жизни: жизнь в движении и жизнь в состоянии покоя, сна. Первый тип жизни характерен, скорее, для людей с сильным характером, энергичных и целеустремленных, а второй тип - для натур спокойных, ленивых, пасующих перед жизненными трудностями. Несомненно, автор для более точного изображения типов жизни, гиперболизирует черты характера и поведение героев, но основные жизненные устремления указаны верно. Можно сказать, что в каждом человеке живет и Обломов, и Штольц, но какой-то из этих двух характеров все-таки преобладает.

По мнению Гончарова, жизнь любого человека зависит от его воспитания и наследственности. Итак, Обломов воспитывался в дворянской семье с патриархальными традициями. Его родители, как и деды, жили ленивой, беззаботной и беспечной жизнью. Им не нужно было трудиться: за них работали крепостные. При такой жизни человек погружается в беспробудный сон: он не живет, а существует. Ведь в семье Обломова все сводилось к одному: поесть и поспать. Особенности жизни семьи Обломова повлияли и на него самого. И хотя Илюшенька был живым ребенком, постоянная опека матери, избавляющая его от возникших перед ним трудностей, слабохарактерный отец, безделье в Обломов-ке - все это не могло не сказаться на его характере. И Обломов вырос таким же сонным, апатичным, не приспособленным к жизни, как отцы и деды. Что касается наследственности, то автор точно уловил характер русского человека с его леностью, небрежным отношением к жизни.

Штольц же, напротив, вышел из семьи, принадлежавшей к наиболее бойкому и расторопному классу. Отец был управляющим богатого имения, а мать - обедневшей дворянкой. Поэтому Штольц обладал большой практической смекалкой и трудолюбием вследствие немецкого воспитания, а от матери к нему перешли богатые духовные задатки: любовь к музыке, поэзии, литературе. Отец научил его, что в жизни главное - деньги, строгость и аккуратность. И Штольц не был бы сыном своего отца, если бы не достиг богатства и уважения в обществе. В отличие от русских людей, для немцев характерна чрезвычайная практичность и аккуратность, что постоянно демонстрирует Штольц.

 
Так в самом начале жизни для главных героев была заложена программа: прозябание, сон - для Обломова, энергия и активная жизнедеятельность - для Штольца. Основная часть жизни Обломова прошла на диване, в халате, в полном бездействии. Несомненно, автор осуждает такую жизнь. Существование Обломова можно сравнить с жизнью людей в раю. Он ничего не делает, все ему приносят на «блюдечке с голубой каемочкой», проблемы решать он не хочет, видит чудесные сны. Его выводит из этого «рая» сначала Штольц, а потом Ольга. Но Обломов не в силах вынести реальную жизнь и умирает. Ведь для жизни такого человека, как для содержания растения, нужны тепло, спокойствие, вкусная еда. Обломов в таких условиях живет привольно, а Штольц способен умереть без движения. Сидеть на месте он не может и постоянно путешествует. Он достиг всего из того, что он наметил. Такие люди всегда стоят на руководящих должностях. Их жизнь идет как по маслу. Если Штольц встречается с непреодолимой трудностью, то спокойно уходит в сторону. Если Обломов живет больше душой, чувствами, то Штольц разумом, у него ум властвует над сердцем. В психологическом плане жизнь Обломова и Штольца также очень сильно отличается. Так, Обломов находится в бездействии, и постоянно мучается из-за того, что ничего не может сделать. Штольц же, напротив, всегда душевно спокоен. Обломов не удовлетворен своей жизнью, Штольц - доволен. Да, Штольц движется, но движется в горизонтальном направлении. Он нисколько не изменился со дней своей молодости: в нем не произошло ни духовного развития, ни, наоборот, падения. Он и не постарел к концу жиз^ ни, и принципы его не поменялись. Обломов же неуклонно идет вниз и постепенно угасает. Перед смертью его существование близко к существованию животного. Он смирился и покорился своей судьбе, признав невозможность жить и действовать. А человек, который смирился, уже не живет. На примере Обло-мова можно увидеть, что жизнь - это, прежде всего, состояние движения. Спать можно только в могиле или в раю. Его вырвали из рая - значит, остается одно - смерть. В жизни каждого человека в определенный период появляется любовь. И Обломов, и Штольц прошли проверку любовью. Но Штольца любовь лишь слегка потревожила, а Обломова подтолкнула к пропасти. Для Ольги любовь - дом, забота о других. А Обломов не способен заботиться о самом себе, не то что о других. При такой жизни Обломо-ву необходима любовь не равноправная, а материнская, такая, как любовь Агафьи Пшени-цыной. Штольцу, при его постоянном движении и самостоятельности, нужна равная ему по взглядам и характеру. Этой женщиной была Ольга. Необходимо заметить, что сама Ольга мечтала о муже, который превосходил бы ее по уму и душевным качествам. Именно своими душевными качествами привлек Ольгу Обломов. Несмотря на то, что тип его жизни - сон и покой, он сохранил душевную красоту. Но Ольга, взвесив практичность и ум Штольца и душевную красоту Обломова, все-таки выбрала первое. И в конце произведения она почти раскаивается в своем выборе.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Обломовщина и штольцевшина как образы жизни людей. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Обломов > Обломовщина и штольцевшина как образы жизни людей
Обломов

Обломов


Сочинение на тему Обломовщина и штольцевшина как образы жизни людей, Обломов