Обломов и "обломовщина" в романе И Гончарова - сочинение
Замысел романа «Обломов» возник в 1847 году, и тогда же И. А Гончаров опубликовал главу «Сон Обломова» , центральную по смыслу и месту в повествовании. Полностью роман был напечатан только в 1859 году в журнале «Отечественные записки». Читая это произведение, нельзя не вспомнить замечательную фразу М. Ю. Лермонтова: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа...» Наблюдения над образом главного героя — Ильи Ильича Обломова, позволяют проследить судьбу целого поколения. Сам И. А. Гончаров так определил идейную направленность своего романа: «Я старался показать в «06-ломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в... кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».
Что же это за частные обстоятельства, превратившие Обломова в лежебоку, не интересующего ничем, кроме собственного спокойствия? Что породило в нем безволие, апатию, равнодушие к собственной судьбе? Что привело его к никчемности, несостоятельности, распаду личности?
Роман «Обломов» — роман, родившийся из сна. Автор, искусно используя прием обращения к памяти персонажа для развертывания событий, показывает читателю детство героя. Замкнутость и однородность пространства, цикличность жизненного круга, преобладание физиологических потребностей, полное отсутствие духовности — вот основные признаки жизни в Обломовке. «Нет... там высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов — нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого... Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представляет ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей... Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг... Главною заботою были кухня и обед... Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке». После сытного обеда всех жителей Обломовки охватывал «какой-то всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти».
Без главы «Сон Обломова» образ главного героя был бы неполным. В ней автор показывает, в чем кроются корни «обломовщины». Гончаров называет родовое имение Ильи Ильича «благословенным уголком земли», «чудным краем». Жители Обломовки «никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами... Норма жизни была готова и преподана им родителями, а те приняли ее тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки... Как что делалось при дедах и отцах, так делалось при отце Ильи Ильича, так, может быть, делается и теперь в Обломовке.
О чем же им было задумываться и чем волноваться, что узнавать, каких целей добиваться?
Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления, которые по очереди, без зову, представали пред каждого из них».
Маленький Илья в доме родителей был окружен любовью и постоянной заботой. Он с детства впитал тот барский образ жизни, который вели жители в имении. «Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка; неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей», — пишет автор.
Детская любознательность побуждает Илюшу бежать к горе, в березняк и в овраг, но все эти порывы пресекаются няней, родителями. Учебой своего единственного сына родители тоже не неволили. То его на недельку оставят дома, так как «все... были проникнуты убеждением, что ученье и родительская суббота никак не должны совпадать вместе или что праздник в четверг — неодолимая преграда к ученью всю неделю». А то «и недели три Илюша гостит дома, а там, смотришь, до Страстной недели уж недалеко, а там и праздник, а там кто-нибудь в семействе почему-то решит, что на Фоминой неделе не учатся; до лета остается недели две — не стоит ездить, а летом и сам немец отдыхает, так уж лучше до осени отложить».
Обломов наделен чертой сказочного героя — верой в возможность чуда. Это добавляет ленивому и не способному к созиданию Обломову обаяния и симпатии и сближает его с героями русских сказок. С детства впитавший сказочное восприятие окружающего мира, он и в зрелом возрасте пытается создать особый мир. «Взрослый Илья хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом, сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка.
Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы».
И нужно заметить, что взрослому Обломову в какой-то степени удается воплотить в жизнь свои мечтания. Благодаря Захару ему не нужно заботиться об устройстве своего быта, Тарантьев (пусть и из корыстных целей) берет на себя хлопоты по переезду на Выборгскую сторону, Штольц спасает родовое имение от разорения. Обломов даже на Ольге бы смог жениться, если бы приложил немного усилий. Воодушевленная вестью о том, что дело с ее имением решилось, она думала: «Он поскачет, сломя голову, в Обломовку, наскоро сделает все нужные распоряжения, многое забудет, не сумеет, все кое-как, и поскачет обратно, и вдруг узнает, что не надо было скакать — что есть дом, сад и павильон с видом, что есть где жить и без его Обломовки... Да, да, она ни за что не скажет ему, выдержит до конца; пусть он съездит туда, пусть пошевелится, оживет — все для нее, во имя будущего счастья! Или, нет; зачем посылать его в деревню, расставаться? Нет, когда он в дорожном платье придет к ней, бледный, печальный, прощаться на месяц, она вдруг скажет ему, что не надо ехать до лета: тогда вместе поедут...»
Слово «обломовщина» как обозначение образа жизни употребляет впервые Штольц. Автор показал нам ее корни в главе «Сон Обломова». Эта глава важна для понимания образа главного героя как общечеловеческого типа. Жизнь и судьба Ильи Ильича Обломова заставляет читателей задуматься над вопросами свободы воли, об ответственности за себя и за окружающих нас людей. В чем залог полноценного бытия? Как должна быть устроена жизнь, чтобы в ней не погибал человек, не прятался от нее? Необходимо жить «как нужно» или «как хочу»? Судьба Обломова — это пример того, как все «началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить».
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Обломов и "обломовщина" в романе И Гончарова. Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Обломов
> Обломов и "обломовщина" в романе И Гончарова