А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Обломов и Штольц в романе И Гончарова "Обломов" - сочинение

«В этом романе герою, ленивому и ничем не интере­сующемуся русскому барину, противопоставляется немец Штольц. Это подвижный, деятельный, рассу­дительный человек. Он, получивший строгое, трудо­вое и практичное воспитание от немца-отца, честолю­бив, целеустремлен и энергичен. Для него... важен ра­циональный подход к жизни, ему чужды страсти.. Немец в романе организован, трудолюбив, экономен серьезно относится к своему делу, педантичен...»  Об­ломов и Штольц - герои-антиподы в романе. Можно сказать, что каждый из них представляет собой обще­человеческий тип. Илья Ильич - воплощение рус­ского национального характера, а Штольц - вопло­щение обобщенных черт немца. Но оба этих героя не люди-штампы, они - настоящие. Герои наделены лишь самыми существенными чертами национально­го характера. В Обломове это пассивность, леность погруженность в сон, в Штольце - деятельность, ре­шительность. Герои как бы дополняют друг друга они необходимы друг другу для раскрытия не только национальных типов, но и представлений, и подходов к решению общечеловеческих вопросов бытия.

А. П. Чехов писал о Штольце: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это велико­лепный малый. А я не верю. Это продувная бестия, ду­мающая о себе очень хорошо и собою довольная...» Ок­ружение Обломова в большинстве своем воспринима­ет Андрея... как немца, и слово «немец» в их понятии близко к ругательному. По мнению русских, нем­цы люди скупые, расчетливые, заботящиеся толь­ко о своей выгоде и готовые даже предать во имя нее Но мы видим в Штольце человека предприимчивого, работоспособного, для него смысл жизни в труде Его кипучей энергии можно позавидовать: он изъездил  Россию вдоль и поперек, ведет дела с заграницей, в два счета наладил дела в имении Обломова. Таким не­уемным характером он обладал с детства: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разби­рал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, ме­щан и фабричных, а с матерью читал священную ис­торию, учил басни Крылова и разбирал по складам же «Телемака».

Оторвавшись от указки, бежал разорять птичьи гнезда с мальчишками...» Отец воспитывал в сыне са­мостоятельность и ответственность, с ранних лет при­учая Андрея к труду: «Когда он подрос, отец сажал его с собой на рессорную тележку, давал вожжи и ве­лел везти на фабрику, потом в поля, потом в город, к купцам, в присутственные места, потом посмотреть какую-нибудь глину, которую возьмет на палец, по­нюхает, иногда лизнет и сыну даст понюхать, и объяс­нит, какая она, на что годится. Не то так отправится посмотреть как добывают поташ или деготь, топят сало.

Четырнадцати, пятнадцати лет мальчик отправ­лялся частенько один, в тележке, или верхом, с сум­кой у седла, с поручениями от отца в город, и никогда не случалось, чтоб он забыл что-нибудь, переиначил, не доглядел, дал промах».

Совсем иначе воспитывался Илюша Обломов. При­родная детская любознательность и живость изо дня в день «убивалась» родительской опекой. После обиль­ного кормления ребенка «булочками, сухариками, сливочками», Илюшу отпускали погулять «в сад, по двору. На луг, со строгими подтверждениями няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а глав­ное, не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке...» В ученье Илюша тоже не перетруждался. То в свя­зи с предстоящими праздниками мальчика не отпус­кают, то мать вдруг перед самым отъездом обнару­жит, что у сына «глаза не свежи сегодня» (а «лукавый мальчишка здоровехонек, но молчит»), то «все в доме проникнуты убеждением, что ученье и родительская суббота никак не должны совпадать или что праздник в четверг — неодолимая преграда к ученью во всю не­делю» ; «и недели три Илюша гостит дома, а там, смот­ришь, до Страстной недели уж недалеко, а там и праздник, а там кто-нибудь в семействе почему-то ре­шит, что на Фоминой неделе не учатся; до лета остает­ся недели две — не стоит ездить, а летом и сам немец отдыхает, так уж до осени отложить».

Старшему Штольцу было тяжело противостоять такому обломовскому подходу к обучению, хотя сво­ему сыну он спуску не давал. Узнав, что у сына не го­тов перевод Корнелия Непота на немецкий язык, «отец взял его одной рукой за воротник, вывел за во­рота, надел на голову фуражку и ногой толкнул сзади так, что сшиб с ног», наказав при этом не появляться в доме до тех пор, пока не переведет вместо одной задан­ной главы две.

В результате Штольц, достигнув тридцатилетнего возраста, «служил, вышел в отставку, занялся свои­ми делами и... нажил дом и деньги... Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу — выбирают его. Между тем он ездит и в свет, и читает: когда успевает — бог весть».

А Обломов, поступив на службу и однажды отослав дело «вместо Астрахани в Архангельск, до такой сте­пени перепугался, что сначала прислал медицинское свидетельство об «отолщении сердца с расширением левого желудочка», развившегося «от ежедневного хождения в должность», а потом и вовсе подал в от­ставку и стал жить на те доходы, которые приносила Обломовка. Что же делал Илья Ильич, находясь дома? «Да все продолжал чертить узор собственной жизни... Изменив службе и обществу, он начал иначе решать задачу своего существования, вдумывался в свое назначение и, наконец, открыл, что горизонт его деятельности и житья-бытья кроется в нем самом», — пишет автор.


























 
А ведь начинал он свою жизнь, как любой другой молодой человек: «был полон разных стремлений, все чего-то надеялся, ждал многого и от судьбы, и от само­го себя...». Но «шли дни за днями, года сменялись го­дами, пушок обратился в жесткую бороду, лучи глаз сменялись двумя тусклыми точками, талия округли­лась, волосы стали немилосердно лезть.., а он ни на шаг не подвинулся ни на каком поприще и все еще стоял у порога своей арены...». Праздное существова­ние, лень, заложенная еще с детства в Обломовке, пре­вращает Илью Ильича в обрюзгшего не по летам муж­чину в несвежем халате, постоянно лежащего на ди­ване в захламленной комнате. А его ровесник Штольц был «весь составлен из костей, мускулов и нерв, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные». Но нельзя считать, что Штольц — идеальный ге­рой, а Обломов весь состоит из недостатков. Оба героя являются личностями, их внутренний мир нельзя рассматривать, руководствуясь только различиями их мироощущения. Обоих героев объединяют светлые воспоминания о детстве, привязанность к матери. А вот способны ли они на глубокие, искренние чувства? Штольц — человек, который «...и печалями, и ра­достями... управлял как движением рук, как шагами ног.., боялся воображения.., боялся всякой мечты.., не ослеплялся красотой и потому не забывал, не уни­жал достоинства мужчины, не был рабом, «не лежал у ног» красавиц...». В Андрее не было поэзии, мечты, он буржуазный делец, стремящийся к личной независи­мости. Обломов также «... никогда не отдавался в плен красавицам, никогда не был их рабом, даже очень прилежным поклонником.., чаще ограничивался поклонением им издали, на почтенном расстоянии», и причиной этому была опять же лень, так как «к сближению с женщинами ведут большие хлопоты». Конечно, Обломов мечтал о семейном счастье («...вдруг почувствовал смутное желание любви, ти­хого счастья, вдруг зажаждал полей и холмов своей родины, своего дома, жены и детей...»), но жена ему представляется в большей степени другом, нежели любовницей. И вот в жизни Ильи Ильича появляется Ольга, ради которой (и под ее влиянием) он изменил свой об­раз жизни. Мы видим, что герой способен на сильные, искренние чувства, но боязнь жить, решать бытовые проблемы и здесь губит героя. Ольга, разочаровав­шись в Обломове («Камень бы ожил от того, что я сде­лала...»), прекращает отношения. А вот в Штольц, несмотря на всю его немецкую сдержанность и расчетливость, оказался способен на сильные чувства: «Кажется, в эти полгода зараз со­брались и разыгрались над ним все муки и пытки люб­ви... «Любит она или нет», — говорил он с мучитель­ным волнением, почти до кровавого пота, чуть не до слез. У него все более и более разгорался этот вопрос, охватывал его, как пламя, сковывал намерения: это был один главный вопрос уже не любви, а жизни.» Введением в роман образа Ольги Ильинской автор доносит до читателя мысль о том, что в каждом из ге­роев есть положительные черты: в Обломове это ду­шевная глубина и чуткость, искренность и непосред­ственность, в Штольце — воля, собранность, целеуст­ремленность. Природа человека несовершенна — именно это по­казывает И. Гончаров финалом романа. Финал — итог судьбы человека, мечтавшего о прекрасной и гар­моничной жизни, надеявшегося на чудо. Автор пол­ностью развеивает иллюзию возможности чуда и ут­верждает, что созерцательный образ жизни, свойст­венный русскому национальному характеру, приводит к плачевным результатом. Его замысел — показать идеального человека, такой тип личности, который бы получился, если бы можно было соеди­нить лучшие качества обоих героев. Но человек та­ков, каков он есть. Конечно, печально, что Обломов не смог оправдать надежд Ольги, не взял на себя воспи­тание сына, перепоручил его Штольцу, не смог спасти от разорения родительский дом, не сумел продлить тихое счастье Агафьи Матвеевны, но все же он духов­но обогатил Ольгу и прагматичного Штольца.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Обломов и Штольц в романе И Гончарова "Обломов". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Обломов > Обломов и Штольц в романе И Гончарова "Обломов"
Обломов

Обломов


Сочинение на тему Обломов и Штольц в романе И Гончарова "Обломов", Обломов