А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ОбразЗахара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И А Гончарова «Обломов» - сочинение


Образ слуги в русской литературе — отдельная интересная тема. Традиционно слуга, помимо участия в сюжетной интриге, мог выполнять комическую функцию: в комедии классицизма образы слуги, например, пародируют образы господ. В произведениях с авантюрным сюжетом имеется тип слуги-плута, помогающего барину в его делах. Черты этого типа есть и в слуге Хлестакова: Осип, несомненно более разумный и здравомыслящий человек, чем его барин, убеждает Хлестакова поскорее бежать из города. Таким образом, в литературе есть устойчивое представление о барине и преданном слуге, действующих заодно. Савельич из «Капитанской дочки» — как раз такой тип верного слуги. Вместе с тем есть и другой мотив: хитрый слуга, прислуживая барину, в то же время не упускает случая обмануть его. Таковы Селифан и Петрушка в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя.
В литературе второй половины XIX века на эти литературные типы накладывается актуальная социальная проблематика - изображение людей из народа подчиняется тенденции: художник хочет показать социальные конфликты. Поэтому образы слуг в демократической литературе совсем другие, и трогательная дружба барина со слугой уже непопулярна. Но в произведениях писателей дворянского направления слуги столь же верны традиционным патриархальным устоям общества, как и господа.
давно знали друг друга и давно жили вдвоем. Захар нянчил маленького Обломова, а Обломов помнит его молодым и проворным парнем. В начале романа Захару за пятьдесят лет. Это «…пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехой под мышкой, откуда торчал клочок рубашки,… и с необъятно широкимии густыми русыми с проседью бакенбардами». Он неопрятен и очень неловок. У Обломова в кабинете он переломал или перебил все вещи, особенно мелкие. К тому же, Захар, как и его барин, большой лентяй. Обязанности свои он выполнял с неохотой. «Захар начертал себе однажды навсегда определенный круг деятельности, за который добровольно никогда не переступал. Если ему приказывали сделать что-нибудь сверх этого, он исполнял приказание неохотно, после споров и убеждений в бесполезности приказания или невозможности исполнить его». В диалогах-перепалках Обломова с Захаром выражается комедийное начало. Никакими средствами нельзя было заставить Захара добавить к его постоянным обязанностям что-нибудь еще. Он утром ставил самовар, чистил сапоги и платье хозяина и обтирал пыль, однако не везде и не каждый день. После этого он считал себя вправе дремать на лежанке или болтать с дворней.

 
Вместе с тем, Захар был настолько привязан к Обломову, что мог бы умереть за него, считая это своим долгом. Однако это не мешало ему нередко грубо и фамильярно обходиться с Ильей Ильичем, но при этом чувствовать превосходство барина. Преданность Захарабыла его главным достоинством и заставляла Обломова терпеливо сносить его недостатки. Они не могли существовать друг без друга. Как Илья Ильич не мог ни встать, ни лечь спать, ни пообедать без Захара, так и Захар не мог представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича. Захар словно принадлежал двум эпохам: от одной у него осталась безграничная преданность семейству Обломовых, а другая эпоха отразилась в нем утонченностью и развращением нравов. Он лгал, сплетничал, старался утаить сдачу, однако делал это не от злости, а по привычке, доставшейся от деда и отца. «Захар, обращающийся всю жизнь около своего барина,…был убежден, что они с барином дело делают и живут нормально, как должно, и что иначе жить не следует». Со смертью Обломова этой идиллии пришел конец. Старого слугу выгнали из барского дома. Он пытался найти себе другое место, но не смог и в конце романа Щтольц встречает Захара – нищего, горького пьяницу. Захар не забыл своего любимого барина, он ходит на его могилку, тоскует о прежних временах. «Все не то теперь, не по-прежнему, хуже стало… Срам, стыд, пропадает барство!» Но как ему ни тяжело, он отказывается ехать со Штольцем в деревню. В романе «Обломов» подчеркивается, что слуга и барин психологически во многом родственные типы. Штольц отмечает, что в Захаре еще больше обломовского, чем в самом Обломове. В социальном плане это мысль о том, что обломовщина — не чисто дворянское, помещичье явление, а вообще русское национальное.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ОбразЗахара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И А Гончарова «Обломов». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Обломов > ОбразЗахара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И А Гончарова «Обломов»
Обломов

Обломов


Сочинение на тему ОбразЗахара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И А Гончарова «Обломов», Обломов