А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ПРИЕМ АНТИТЕЗЫ В РОМАНЕ И А ГОНЧАРОВА - сочинение




В романе «Обломов» И. А. Гончаров отразил часть современной ему действительности, показал характерные для того времени типы, образы, исследовал истоки и суть противоречий в русском обществе середины XIX века. Автор использовал ряд художественных приемов, способствовавших более полному раскрытию образов, темы и идеи произведения. Среди них немаловажную роль играет прием антитезы, положенный в основу построения системы персонажей.

Главный герой романа — Илья Ильич Обломов; именно в раскрытии этого образа автор видел свою глобальную художественную цель, поэтому большинство противопоставлений в романе связано с образом Обломова, ведь в сравнении выявляются наиболее типичные и значимые черты характера. Так, основная антитеза в романе — Обломов и Штольц, два героя, противопоставленные друг другу во всем, до деталей: во внешности, в воспитании, отношении к людям, образе жизни. Если Обломов в детстве жил в атмосфере всеобщей нравственной и интеллектуальной спячки, заглушавшей малейшую попытку проявления инициативы, то отец Штольца, наоборот, поощрял рискованные выходки сына, говоря, что из него выйдет «добрый бурш». Карьера Обломова не сложилась: честный и кроткий по натуре, он не смог привыкнуть к несправедливости, царящей в среде чиновничества. Штольц же, напротив, постоянно занят (Гончарову важен сам факт постоянной деятельности, поэтому он не углубляется в подробности дел Штольца), все время в движении, куда-то спешит, полон энергии. Обломов пассивен, бездеятелен и безволен: его жизнь протекает однообразно, наполнена беседами с неинтересными людьми, перебранками с Захаром, бесконечным лежанием на диване и обильными сном и едой. О Штольце Гончаров пишет: «Между тем он ездит и в свет, и читает: когда он успевает — бог весть». Расчетливый, практичный подход к жизни — вот что главное для Штольца; но при этом он многого лишен, духовное начало в нем не так сильно, как в Обломове: «Больше всего он боялся воображения Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе». Обломов же большую часть своего свободного времени погружен именно в мечты, в себя, в свой внутренний мир, полный утопических надежд, воспоминаний о семейной идиллии в Обломовке и внезапных порывов переменить жизнь к лучшему. Но все эти порывы безрезультатны: Обломов не стремится воплотить мечту в жизнь, плохо переносит столкновение с реальностью. По субъективным намерениям он благороден, но по объективному результату — бездеятелен, поэтому симпатии автора здесь на стороне Штольца, воплотившего свои юношеские идеалы деятельности и служения стране в жизнь.

В более глобальном понимании за образами Обломова и Штольца кроются два противоположных мировосприятия, мироощущения, две психологии, два образа жизни: жизнь провинциального дворянства, явление социально-историческое и общенациональное, описанное в «Сне Обломова», и жизнь городская, полная суеты и спешки, о которой Обломов говорит: «В десять мест в один день — несчастный! И это жизнь! Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?» Обломовка — идеальный мир для Обломова, царство лени и безделья, мертвой тишины и сна; город, напротив, требует от своих обитателей энергичности и активности. Поэтому Штольц, «весь составленный из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь», чувствует себя частью этой жизни; Обломов же здесь — лишний, он не востребован этой жизнью, своей эпохой.

Женские образы играют в романе не главную, но достаточно важную роль: с их помощью автор более полно раскрывает мужские образы, в частности через антитезу Обломов.— Ольга Ильинская. Здесь равнодушие и вялость Обломова противопоставлены живости и ненасытному уму Ольги, требующему все время новой пищи для размышлений. Ольга — цельная и гармоничная личность, стремящаяся к разумной, плодотворной деятельности, склонная к духовному самосовершенствованию. Она все время идет вперед в своем развитии — и нравственном, и интеллектуальном; Обломов же статичен и индифферентен. Попытка Ольги возродить Обломова к жизни становится испытанием для обоих: в этих отношениях безусловный лидер — Ольга (в отличие от отношений Ольги и Штольца, где ведущую роль играет Штольц); их разлука — закономерное следствие разницы характеров.

Гончаров создал в романе еще один важный женский образ и противопоставил его образу Ольги. У Агафьи Матвеевны Пшеницы-ной и Ольги практически невозможно найти общие черты: они обе любят Обломова, но насколько по-разному! Если Ольга — воплощение духовности и возвышенной любви, то Агафья Матвеевна олицетворяет собой земное начало в женщине. Любовь Ольги — требовательная, основанная на глубоком понимании мужчины и соотнесении его с идеалом; Ольга видит недостатки Обломова и критически к ним относится; чувство Пшеницыной — скорее не любовь, а обожание, причем слепое, сродни материнскому чувству. Любовь Ольги на некоторое время возвышает Обломова, потому что Ольга ценит и любит в нем все лучшее, положительные качества; Пшени-цына же неосознанно развивает в Обломове лень, апатию, безволие — все худшее, что в конечном счете и приводит Обломова к смерти. В описаниях обеих героинь чувствуется авторская оценка: говоря об Ольге, Гончаров почти не описывает ее внешность, акцентируя внимание читателя на внутреннем мире; в описании же Пшеницыной постоянно встречаются детали внешности: шея, щека и особенно локти, на которые Обломов все время обращает внимание; автор подчеркивает приземленность и ограниченность героини, незначительность ее духовного мира и интересов.


 
«Обломов» — произведение не только социально-историческое, но и глубоко психологическое: автор поставил себе целью не просто описать, а исследовать истоки формирования, особенности, влияние на окружающих психологии определенных социальных типов. Можно спорить о художественной ценности и законченности романа, критически оценивать некоторые образы, например Штольца, указывая на схематизм и одноплановость («Наполовину он сочинен, на три четверти — ходули», — как выразился Чехов), но остается неоспоримой способность Гончарова проникнуть в особенности национального сознания, и его заслуга — в создании образа Обломова, типичность которого подтверждается переходом этого имени собственного в нарицательное. И художественные средства, в частности прием антитезы, немало способствовали раскрытию этого образа, в этом и состоит их функция в романе. В русской литературе немало найдется произведений, затрагивающих темы, актуальные и в наши дни: человечество всегда волновал вопрос о смысле жизни, о существовании Бога, бессмертии души человеческой, а также об устройстве общества, о взаимоотношениях поколений. Роман Гончарова «Обломов» к числу таких произведений не относится, так как автора тревожили совершенно другие проблемы. Он жил в тяжелое время — в середине девятнадцатого века, тогда страна переживала острый кризис — ломался крепостнический строй, постепенно распространялся капитализм, правительство пошло по пути Запада. Гончарова волновали эти перемены, он пытался понять суть и аккумулировать их. «Новое», расчетливые капиталисты с жаждой выгоды его не устраивали. «Старое» с косностью, с застоем, с пустой светской жизнью он также не считал идеалом. Консервативный Гончаров ценил в России не это. Ему больше по душе спокойные, добродушные русские Ильи Муромцы, которые по тридцать лет и три года сидели на печи в ожидании великих дел, зато потом, когда пора настала, пошли побеждать. «Голубиная нежность» русских, богатая душа, глубокий ум — вот что ценно. Гончаров пытается найти пути для сохранения этих ценностей в жестоких условиях надвигающегося капитализма. Такие резкие переходы вредят многим людям — целые сословия гибнут. Поэтому «Обломов» — исторический роман, в нем помимо личностных проблем персонажей автор поднимает очень серьезные проблемы о будущем России, например. Итак, основные конфликты — между «старым» и «новым» и между внутренним и внешним. Весь роман построен по принципу антитезы, то есть противопоставления новым веяниям старых традиций, внутреннего мира внешним обстоятельствам. Ярким представителем «нового» является Штольц. Он типичный образ дельца, предпринимателя, он во всем стремится отстоять свой интерес. Да и интересы у него ограниченные: собственный конфликт, материальные блага. «Мы не титаны», — говорит он Ольге, намекая, что не им решать насущные великие проблемы. Их дело — только копейку копить. «Вся жизнь есть мысль и труд», — утверждает Штольц. Но он не умеет по-настоящему мыслить, он думает только, как бы повыгоднее что купить и продать. У него ум житейский, расчетливый. И у труда его нет цели. Труд ради труда, суета ради суеты. Цели нет. Трудоголизм считается болезнью. Штольц не настолько глубок чтобы понять это. Его душа не настолько тонка, чтобы вступать в противоречие с внешним миром, да и души-то нет у него. «Он весь состоял из костей, мускулов и нервов» — какая тут душа? Абсолютно нет внутреннего мира, только неугасающая энергия. «Больше всего на свете Штольц боялся воображения», «так же, как и за воображением, Штольц следил и за сердцем». Итак, нет воображения, нет чувств, нет глубокого ума — что же есть? Человек-машина. Он наследник Чичикова, тоже собирающего копейку, строящего карьеру, умеющего устраиваться, налаживать связи. И речи нет об идеологии, о смысле жизни. Пустота. И единственный способ времяпрепровождения — непрекращающаяся деятельность. Своим практичным умом он не может понять, насколько Обломов глубже его. Штольц пытается лечить его, заставляя читать газеты, пересказывать их. Андрей Штольц считал, что это развивает ум Обломова, заставляет думаФё. А в газетах же сплетни, та же суета. Единственное, что они могут развивать, так это память. Штольц не может понять, что он горйчдо глупее, поверхностнее Обломова. Тот — богатая, чувственная душа, Обломов по-настоящему умеет любить и мыслить. Он, как богатырь, сидит дома (то есть лежит) и ждет настоящего дела, которому можно будет посвятить все: и мысли, и чувства, и собрать для этого великого дела все оставшиеся силы. А дела и нет. Есть бесцелие. Обломов пытался найти свою нишу, цель жизни и смысл, но во всем разочаровался. Вначале ему виделась целью преданная служба отечеству, чиновники представлялись членами одной большой семьи, а начальник — их отец и учитель. Но Илья Ильич очень быстро убедился в утопичности этой идеи. У службы тоже нет правильной цели: разве это жизнь — переписывание бумаг? И повышение по службе, карьера тоже целью быть не могут — это лишь временное, не имеющее истинной, вечной ценности. Перед смертью у человека остается только душа, а также добрые и злые дела. А имущество, карьера — лишь оболочка, преходящее. Обломов попытался найти счастье в любви, но и тут у него ничего не получилось. Ольга Ильинская не была идеалом, она была довольно ограниченной девушкой, неглубокой по сравнению с ним, к тому же практичной, как Штольц, и тоже ищущей выгоду, стремящейся к деятельности. Ей не было достаточно чистой, великой любви Обломова, его жертв, изменить его образ жизни, Ольге нужно было женить Обломова на себе. Он разочаровался. Обломов и Штольц — антиподы. Активная внутренняя жизнь противопоставляется активной внешней жизни. Поэтому Обломова и Штольца и тянет друг к другу - Вместе они — гармоничное целое. И оба — типичны. Интеллектуальный, но неспособный к действию русский барин и «немецкий бюргер» — на их сравнении и построено все произведение. И, поскольку роман исторический, выигрывает Штольц. Все, что было дорого Обломову, переходит к Штольцу: Ольга, невеста Обломова, выходит за Андрея Ивановича замуж, сын Обломова наречен Андреем и отдан ему на воспитание. Символично, что Обломова зовут Илья Ильич, то есть он повторяет своего отца, а сына Обломова зовут так, как Штольца, даже родовое имение, любимая Обломовка, переходит в управление Штольцу. Обломов умирает, Андрей Иванович остается. Это символично. Гончаров, размышляя о будущем России, приходит к выводу: из-за отрыва от реальности помещики потеряют свое влияние в обществе и господствующим классом станет только что появившаяся буржуазия, поэтому роман написан в трагическом цафосе. Обломоч и Штольц противопоставляются не только как представители «старого» и «нового», но и как два разных взгляда на мир, два пути развития человеческой личности. Правда, на момент действия и Обломов, и Штольц статичны, не изменяются. Но развитие Обломова направлено внутрь, в себя, а развитие Штольца — наружу, в пустоту. Внутреннему противопоставлено внешнее. По пути Штольца, пути активной общественной жизни, но полного душевного бездействия, идут Судьбинский, Волков, Пенкин. Они выбирают общество, которое для Обломова «вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, перебивание друг у друга дороги, сплетни, пересуды, послушаешь, о чем говорят, голова закружится, одуреешь». Судьбинский, Волков, Пенкин не представляют свою жизнь без общества. Каждый из них реализует себя там по-разному: Судьбинский — карьерист, бесцельной и пустой работой он добивается высокооплачиваемой должности. Волков — светский лев, цель его жизни — вращаться в свете, влюбляться в артисток и разносить сплетни. Пенкин — мелкий журналист, газетчик. Причем журналистика для него — не авангард общественной мысли, даже не распространение новостей. Его идеал — писать скандальные статьи о проститутках, коррумпированных чиновниках, даже не вдумываясь в суть проблемы, не рассуждая над тем, о чем он пишет. Быть журналистом только для того, чтобы прославиться, чтобы заработать деньги... И каждый полностью уверен в правильности своего пути и предлагает Обломову жить так же, как он. Обломов им не нужен как человек, как личность, они приходят к нему покрасоваться, показать, чего они достигли. Обломов — зритель. Следовательно, и стремятся достичь чего-то они не для себя, не для собственного счастья, но для того, чтобы казаться полноценными В Глазах зрителей, окружающих. И оценка Обломова: «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на все эти мелочи?», «не жизнь, искажение нормы, идеала жизни». Гончаров сравнивает два пути, очевидно, что его предпочтение на стороне Обломова. Его роман не сатирический, он не высмеивает слегка утопические взгляды героя, но пытается вместе с ним найти ответ на очень серьезный вопрос о смысле человеческой жизни. Мысли и идеи Обломова насчет этого очень абстрактны. Когда Штольц спрашивает его о настоящих ценностях, Обломов рассказывает ему красивую сказку о жизни в деревне, в покое, на природе, с женой, с друзьями, о наслаждении красотой и спокойствием! Идеал Ильи Ильича — Обломовка, его родина, его корни. «Все сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть». «Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю». «Нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого». Гармоничную, спокойную и размеренную жизнь в деревне Гончаров противопоставляет суетной, убивающей жизни. Русское, изначальное, то, что сохранилось в деревне, Гончаров противопоставляет неестественности городской жизни. Все, что в городе, — заимствованное, чужое. Не зря высший свет говорит на иностранных языках, живет по неправильному режиму. В городе, в столице обитает правительство, избравшее западный путь для развития России. А это неправильно. Россия — страна между Западом и Востоком, вобравшая в свою культуру и восточное, и западное. Такое сочетание уникально, поэтому Россия должна развиваться по своему собственному-пути, и она станет великой страной. И нельзя забывать то восточное, что в себя вобрала Россия. А Восток — спокойствие, разумное созерцание, нирвана и медитация. Не зря уравновешенный Обломов носит восточный халат, обволакивающий его тело, восточные мягкие туфли. Это символы. Не найдя в жизни ничего стоящего, достойного своего внимания и своих усилий, Обломов постепенно все больше и больше уходит от этой женщины, а потом умирает. Дворяне, помещики настолько ушли от реальности, что не могут в ней существовать. Жизнь меняется, а они остаются со своими утопическими идеалами и мудрыми мыслями. Они не хотят бороться за свое счастье и уступают свое «место под солнцем» пронырливым и энергичным разночинцам. В свое бурное, мятежное время они не нашли себе достойного дела и жизнь свою прожили зря. Но не нам их судить — еще неизвестно, что сделаем мы.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ПРИЕМ АНТИТЕЗЫ В РОМАНЕ И А ГОНЧАРОВА. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Обломов > ПРИЕМ АНТИТЕЗЫ В РОМАНЕ И А ГОНЧАРОВА
Обломов

Обломов


Сочинение на тему ПРИЕМ АНТИТЕЗЫ В РОМАНЕ И А ГОНЧАРОВА, Обломов