А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ПРИЕМ АНТИТЕЗЫ В РОМАНЕ И А ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» (1 вариант) - сочинение



В русской литературе немало найдется произведений, затрагивающих темы, актуальные и в наши дни: человечество всегда волновал вопрос о смысле жизни, о существовании Бога, бессмертии души человеческой, а также об устройстве общества, о взаимоотношениях поколений. Роман Гончарова «Обломов» к числу таких произведений не относится, так как автора тревожили совершенно другие проблемы. Он жил в тяжелое время — в середине девятнадцатого века, тогда страна переживала острый кризис — ломался крепостнический строй, постепенно распространялся капитализм, правительство пошло по пути Запада. Гончарова волновали эти перемены, он пытался понять суть и аккумулировать их. «Новое», расчетливые капиталисты с жаждой выгоды его не устраивали. «Старое» с косностью, с застоем, с пустой светской жизнью он также не считал идеалом. Консервативный Гончаров ценил в России не это. Ему больше по душе спокойные, добродушные русские Ильи Муромцы, которые по тридцать лет и три года сидели на печи в ожидании великих дел, зато потом, когда пора настала, пошли побеждать. «Голубиная нежность» русских, богатая душа, глубокий ум — вот что ценно. Гончаров пытается найти пути для сохранения этих ценностей в жестоких условиях надвигающегося капитализма. Такие резкие переходы вредят многим людям — целые сословия гибнут. Поэтому «Обломов» — исторический роман, в нем помимо личностных проблем персонажей автор поднимает очень серьезные проблемы о будущем России, например. Итак, основные конфликты — между «старым» и «новым» и между внутренним и внешним. Весь роман построен по принципу антитезы, то есть противопоставления новым веяниям старых традиций, внутреннего мира внешним обстоятельствам.

Ярким представителем «нового» является Штольц. Он типичный образ дельца, предпринимателя, он во всем стремится отстоять свой интерес. Да и интересы у него ограниченные: собственный конфликт, материальные блага. «Мы не титаны», — говорит он Ольге, намекая, что не им решать насущные великие проблемы. Их дело — только копейку копить. «Вся жизнь есть мысль и труд», — утверждает Штольц. Но он не умеет по-настоящему мыслить, он думает только, как бы повыгоднее что купить и продать. У него ум житейский, расчетливый. И у труда его нет цели. Труд ради труда, суета ради суеты. Цели нет. Трудоголизм считается болезнью. Штольц не настолько глубок чтобы понять это. Его душа не настолько тонка, чтобы вступать в противоречие с внешним миром, да и души-то нет у него. «Он весь состоял из костей, мускулов и нервов» — какая тут душа? Абсолютно нет внутреннего мира, только неугасающая энергия. «Больше всего на свете Штольц боялся воображения», «так же, как и за воображением, Штольц следил и за сердцем». Итак, нет воображения, нет чувств, нет глубокого ума — что же есть? Человек-машина. Он наследник Чичикова, тоже собирающего копейку, строящего карьеру, умеющего устраиваться, налаживать связи. И речи нет об идеологии, о смысле жизни. Пустота. И единственный способ времяпрепровождения — непрекращающаяся деятельность. Своим практичным умом он не может понять, насколько Обломов глубже его. Штольц пытается лечить его, заставляя читать газеты, пересказывать их. Андрей Штольц считал, что это развивает ум Обломова, заставляет думаФё. А в газетах же сплетни, та же суета. Единственное, что они могут развивать, так это память. Штольц не может понять, что он горйчдо глупее, поверхностнее Обломова. Тот — богатая, чувственная душа, Обломов по-настоящему умеет любить и мыслить. Он, как богатырь, сидит дома (то есть лежит) и ждет настоящего дела, которому можно будет посвятить все: и мысли, и чувства, и собрать для этого великого дела все оставшиеся силы. А дела и нет. Есть бесцелие. Обломов пытался найти свою нишу, цель жизни и смысл, но во всем разочаровался. Вначале ему виделась целью преданная служба отечеству, чиновники представлялись членами одной большой семьи, а начальник — их отец и учитель. Но Илья Ильич очень быстро убедился в утопичности этой идеи. У службы тоже нет правильной цели: разве это жизнь — переписывание бумаг? И повышение по службе, карьера тоже целью быть не могут — это лишь временное, не имеющее истинной, вечной ценности. Перед смертью у человека остается только душа, а также добрые и злые дела. А имущество, карьера — лишь оболочка, преходящее. Обломов попытался найти счастье в любви, но и тут у него ничего не получилось. Ольга Ильинская не была идеалом, она была довольно ограниченной девушкой, неглубокой по сравнению с ним, к тому же практичной, как Штольц, и тоже ищущей выгоду, стремящейся к деятельности. Ей не было достаточно чистой, великой любви Обломова, его жертв, изменить его образ жизни, Ольге нужно было женить Обломова на себе. Он разочаровался.

 
Обломов и Штольц — антиподы. Активная внутренняя жизнь противопоставляется активной внешней жизни. Поэтому Обломова и Штольца и тянет друг к другу- Вместе они — гармоничное целое. И оба — типичны. Интеллектуальный, но неспособный к действию русский барин и «немецкий бюргер» — на их сравнении и построено все произведение. И, поскольку роман исторический, выигрывает Штольц. Все, что было дорого Обломову, переходит к Штольцу: Ольга, невеста Обломова, выходит за Андрея Ивановича замуж, сын Обломова наречен Андреем и отдан ему на воспитание. Символично, что Обломова зовут Илья Ильич, то есть он повторяет своего отца, а сына Обломова зовут так, как Штольца, даже родовое имение, любимая Обломовка, переходит в управление Штольцу. Обломов умирает, Андрей Иванович остается. Это символично. Гончаров, размышляя о будущем России, приходит к выводу: из-за отрыва от реальности помещики потеряют свое влияние в обществе и господствующим классом станет только что появившаяся буржуазия, поэтому роман написан в трагическом цафосе. Обломоч и Штольц противопоставляются не только как представители «старого» и «нового», но и как два разных взгляда на мир, два пути развития человеческой личности. Правда, на момент действия и Обломов, и Штольц статичны, не изменяются. Но развитие Обломова направлено внутрь, в себя, а развитие Штольца — наружу, в пустоту. Внутреннему противопоставлено внешнее. По пути Штольца, пути активной общественной жизни, но полного душевного бездействия, идут Судьбинский, Волков, Пенкин. Они выбирают общество, которое для Обломова «вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, перебивание друг у друга дороги, сплетни, пересуды, послушаешь, о чем говорят, голова закружится, одуреешь». Судьбинский, Волков, Пенкин не представляют свою жизнь без общества. Каждый из них реализует себя там по-разному: Судьбинский — карьерист, бесцельной и пустой работой он добивается высокооплачиваемой должности. Волков — светский лев, цель его жизни — вращаться в свете, влюбляться в артисток и разносить сплетни. Пенкин — мелкий журналист, газетчик. Причем журналистика для него — не авангард общественной мысли, даже не распространение новостей. Его идеал — писать скандальные статьи о проститутках, коррумпированных чиновниках, даже не вдумываясь в суть проблемы, не рассуждая над тем, о чем он пишет. Быть журналистом только для того, чтобы прославиться, чтобы заработать деньги... И каждый полностью уверен в правильности своего пути и предлагает Обломову жить так же, как он. Обломов им не нужен как человек, как личность, они приходят к нему покрасоваться, показать, чего они достигли. Обломов — зритель. Следовательно, и стремятся достичь чего-то они не для себя, не для собственного счастья, но для того, чтобы казаться полноценными в глазах зрителей, окружающих. И оценка Обломова: «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на все эти мелочи?», «не жизнь, искажение нормы, идеала жизни». Гончаров сравнивает два пути, очевидно, что его предпочтение на стороне Обломова. Его роман не сатирический, он не высмеивает слегка утопические взгляды героя, но пытается вместе с ним найти ответ на очень серьезный вопрос о смысле человеческой жизни. Мысли и идеи Обломова насчет этого очень абстрактны. Когда Штольц спрашивает его о настоящих ценностях, Обломов рассказывает ему красивую сказку о жизни в деревне, в покое, на природе, с женой, с друзьями, о наслаждении красотой и спокойствием! Идеал Ильи Ильича — Обломовка, его родина, его корни. «Все сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть». «Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю». «Нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого». Гармоничную, спокойную и размеренную жизнь в деревне Гончаров противопоставляет суетной, убивающей жизни. Русское, изначальное, то, что сохранилось в деревне, Гончаров противопоставляет неестественности городской жизни. Все, что в городе, — заимствованное, чужое. Не зря высший свет говорит на иностранных языках, живет по неправильному режиму. В городе, в столице обитает правительство, избравшее западный путь для развития России. А это неправильно. Россия — страна между Западом и Востоком, вобравшая в свою культуру и восточное, и западное. Такое сочетание уникально, поэтому Россия должна развиваться по своему собственному-пути, и она станет великой страной. И нельзя забывать то восточное, что в себя вобрала Россия. А Восток — спокойствие, разумное созерцание, нирвана и медитация. Не зря уравновешенный Обломов носит восточный халат, обволакивающий его тело, восточные мягкие туфли. Это символы. Женские образы в романе тоже противопоставлены. Система образов — как квадрат: Ольга и Штольц, Агафья Матвеевна и Обломов. Штольц противопоставлен Обломову, Ольга — Пшеницы-ной. И символично, что Обломов уходит от Ольги к Пшеницы-ной — выбирает себе такую женщину и такой образ жизни, которй ему больше подходит. Но фтчасти это показывает деградацию аомова — от умной, интересной, возвышенной и чувственной ьги он уходит к Агафье Матвеевне, чьи интересы ограничивают-только домашним бытом. Ольга — романтичная девушка, пою-Casta diva и роняющая ветки сирени, она умна, начитанна, |1особна на высокие чувства, способна к развитию (единственный взвивающийся образ), но ей не везет в жизни, ей встречаются Олько ленивый Обломов, которого она не поняла, и скучный 1тольц, который не хочет говорить с ней о высоком, и она тоску-На Штольца Ольга похожа своей любовью к деятельности, гремлением увлечь Обломова суетой, пустой «беготней взапуски». |>на наивна, верит Штольцу, который для нее — учитель. Но, при-оретя чувственный опыт при общении с Обломовым, она взросле-и умнеет, хотя по-настоящему она не любила. Ольга любила |вою роль «путеводной звезды», наставницы и учительницы Обло-лова, не понимая, что он гораздо глубже и проницательнее ее, и >ш надо его учить и возрождать. «И все это сделает она, робкая, лолчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить». Ее волнует своя возвышенная роль, это повыша-Ьт ее самооценку. Она любит не Обломова, а свое отражение в его нечтах. Агафья Матвеевна же не замечает в Илье Ильиче ни «голубиной нежности», ни богатой души. Пшеницына — простая, не-эогатая женщина, вдова чиновника, она преклоняется перед Обло-Цмовым, ей нравится, что он дворянин, барин. Своей любви к нему она не осознает, но вся ее работа стала доставлять Пшеницыной удовольствие, так как она «обрела живой смысл — покой и удобство Ильи Ильича. Сам он тоже не чувствовал никакого романтического полета — только «как Оудто подвигался к огню, от которого становится теплее и теплее». Он уже забыл о своих мечтах о «высокой, стройной женщине, с покойно сложенными на груди руками, тихим, но гордым лицом... — как идеал, как воплощение целой жизни, исполненной неги и торжества, как сам покой». Не найдя в жизни ничего стоящего, достойного своего внимания и своих усилий, Обломов постепенно все больше и больше уходит от этой женщины, а потом умирает. Дворяне, помещики настолько ушли от реальности, что не могут в ней существовать. Жизнь меняется, а они остаются со своими утопическими идеалами и мудрыми мыслями. Они не хотят бороться за свое счастье и уступают свое «место под солнцем» пронырливым и энергичным разночинцам. В свое бурное, мятежное время они не нашли себе достойного дела и жизнь свою прожили зря. Но не нам их судить — еще неизвестно, что сделаем мы.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ПРИЕМ АНТИТЕЗЫ В РОМАНЕ И А ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» (1 вариант). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Обломов > ПРИЕМ АНТИТЕЗЫ В РОМАНЕ И А ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» (1 вариант)
Обломов

Обломов


Сочинение на тему ПРИЕМ АНТИТЕЗЫ В РОМАНЕ И А ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» (1 вариант), Обломов