А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Обломов > Роман «Обломов» замечательный образец психологического
Роман «Обломов» замечательный образец психологического - сочинение
Выбор темы чрезвычайно важная сторона творческого процесса; так как именно тема определяет общественную роль произведения. Анализ обломовщины как печального явления крепостнического строя и быта был, несомненно, важной и своевременной темой. Но одной темы ещё недостаточно, чтобы приковать внимание читателей к произведению. Материал темы важно расположить и изложить так, чтобы читатель с интересом и волнением следил за развитием темы и был захвачен произведением. Отсюда видно, какое значение имеет мастерство писателя и художественная форма произведения: сюжет его, композиция, обрисовка образов, язык и пр. Какие же особенности характеризуют художественную форму романа Гончарова? Сюжет романа прост и ясен. Он заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает. Простоту и естественность сюжета романа очень удачно раскрывает Добролюбов, излагая всё содержание романа в таких словах: «В первой части Обломов лежит на. диване; во второй ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него; в третьей она видит, что ошиблась в Обломове, и они расходятся; в четвёртой она выходит замуж за друга его Штольца, а он женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру. Вот всё». Действительно, основное содержание романа сводится именно к этому. Действие основной части романа продолжается около восьми лет и относится к 40м годам (1843—1851). Содержание же всего романа, если считать «предысторию» Обломова (т. е. 6ю и 9ю главы первой части романа) и эпилог, охватывает огромный период времени — около 37 лет. Это не только история целой жизни героя,— это целая эпоха русской истории. Содержание романа развёртывается естественно, неторопливо и плавно. Гончаров избегает искусственных приёмов развлекательности и сцен, рассчитанных на эффект (таинственных встреч, необыкновенных приключений, убийств и самоубийств и пр.), к которым обычно прибегают авторы романтических повестей и авантюрных романов в целях усиления занимательности произведения. Для композиции романа характерно наличие в нём двойной сюжетной линии. Приблизительно с середины произведения развиваются два романа: роман Обломова и роман Штольца. Единство целого достигается Гончаровым при помощи образа Ольги, связывающего двойную цепь событий. В связи с двойной сюжетной линией находится ещё одна композиционная особенность романа: контрастность образов, отчётливо проведённая автором. Обломову противопоставлен Штольц, Ольге — Пшеницына, Захару — Анисья. Этот приём контрастности проходит через все три романа Гончарова: всюду противопоставляется тип «романтика» (Александр Адуев, Обломов, Райский) и тип буржуазного дельца (Пётр Адуев, Штольц, Тушин); тип патриархальной домовитой женщины (Софья, Пшеницына, Марфинька) и женщины с порывами к новой жизни (Наденька, Ольга Ильинская, Вера).
Обращает внимание оригинальное построение первой части романа. Вся эта часть представляет в сущности обширную экспозицию, знакомящую с героем уже в зрелом его возрасте. С описания Обломова, лежащего в постели и на диване, и начинается роман. Но как жил Обломов до этого дня? Автор отвечает на этот вопрос в особых, вставных главах (6й и 9й), где даётся «предыстория» героя. В частности, при помощи искусного использования сна героя в главе «Сон Обломова» автор рисует детство Обломова и картину быта Обломовки. Это вносит ясность в понимание психологии взрослого Обломова. Роман кончается эпилогом, где рассказывается о смерти Обломова. Такая композиция романа позволила автору дать историю всей жизни героя — с детства и до могилы* Русская литература до Гончарова не имела ещё произведения, в котором биография героя была бы дана так полно. Как же раскрываются в романе образы Обломова и других героев? Важнейшей чертой реалистического искусства является типизация образов. По классическому определению Ф. Энгельса, «реализм подразумевает, помимо правдивости деталей, верность воспроизведения типических характеров в типических обстоятельствах». Все три стороны этого определения — верность деталей, типичность характеров и типичность обстоятельств — находят полное выражение в романе Гончарова. В создании типических характеров особенно ярко проявилось мастерство Гончарова как писателя-реалиста. Создание характера— искусство, требующее глубокого умения проникать и в тайники сложной и противоречивой психики человека, и в сущность общественных отношений. Из истории русской литературы мы знаем, что русские писатели далеко не сразу овладели этим искусством. Схематичные, односторонние образы классицистов, чувствительные герои писателей-сентименталистов, исключительные, необыкновенные образы писателей-романтиков не отвечали задаче создания живых, полнокровных, многогранных образов человека. Задачу эту могли осуществить только писатели-реалисты. Гончаров, идя по пути Пушкина и Гоголя, создаёт в своём романе цельный, многогранный, типический образ Обломова. Автор следит за формированием личности героя, начиная с детства" Обломова, и ни одна деталь не ускользает от его внимательного взора. Для раскрытия характера героя Гончаров использует самые разнообразные приёмы: рисует портрет Обломова, указывает его возраст, описывает одежду и домашнюю обстановку, раскрывает факты его биографии (происхождение, детство, учение в пансионе и в Петербурге, службу и пр.), рассказывает об отношении Обломова к другим людям и, с другой етороны, об отношении к нему окружающих, раскрывает мысли и настроения героя, знакомит с его языком, прибегает к авторской характеристике героя и, наконец, показывает героя в действии, в поступках, раскрывающих существо его характера. При этом в характере Обломова тщательно подчёркиваются его основные черты — лень и презрение к труду, парализующие даже положительные качестза Обломова. Отмечая тщательность и мнфгогранность обрисовки личности героя в романе, Добролюбов пишет: «В этом уменье осветить полный образ предмета, отчеканить, изваять его — заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова». Прямо подчёркивая типичность образа Обломова, Добролюбов говорит о Гончарове: «Он хотел добиться того, чтобы случайный образ, мелькнувший перед ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение». Литературный тип — это собирательный образ, обобщение черт, свойственных целой группе людей, в одном индивидуальном образе. «Возвести в тип» образ Обломова и значило сделать его похожим на множество людей, которые встречаются в жизни, и в то же время обрисовать его как живую личность с собственной биографией и своеобразной судьбой. Но характеры людей проявляются в неразрывной связи с «типическими обстоятельствами», вызвавшими их развитие. Художник только тогда создаёт правдивый образ, когда он вполне верен действительности. Критика всегда отмечала исключительное мастерство Гончарова в изображении быта. Писатель умеет обрисовать быт эпохи такими яркими и выразительными красками, что читатель не только видит этот быт, но как бы чувствует, осязает его. Патриархальная Обломовка с её невозмутимым спокойствием, будничными заботами, пирогами, сытными обедами и угаром от жарко натопленных печей; петербургская квартира Обломова с её диванами, пылью и вечно угрюмым Захаром, непрестанно бьющим посуду; Выборгская сторона с хозяйственной атмосферой домика Пшеницыной — всё это дышит у Гончарова такой жизненной правдой и естественностью, что со страниц романа, как живая, встаёт обломовская Русь. Взглянув на обломовщину объективно, Гончаров сумел обнажить её социальную никчёмность и растлевающее влияние на человека. В связи с полнотой и тщательностью зарисовки быта у Гончарова стоит его внимание к деталям изображаемого быта. Халат, туфли и диван Обломова, прорехи под мышкой у Захара и размеренный стук маятника в доме Пшеницыной вырастают в настоящие символы. Добролюбов отмечает: «Мелкие подробности, беспрерывно вносимые автором и рисуемые им с любовью и с необыкновенным мастерством, производят наконец какоето обаяние». Предшественником Гончарова в области тщательной обрисовки деталей был в русской литературе Гоголь. Действительно, вещи в квартире Обломова характеризуют Илью Ильича так же, как комната, заваленная всяким хламом, характеризует у Гоголя Плюшкина. Так осуществляется в романе Гончарова одно из требований реализма — верность деталей.

Читать новости:




Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Обломов

Обломов


Сочинение на тему Роман «Обломов» замечательный образец психологического, Обломов



Больше всего просматривают

  1. Сочинение моя семья
  2. Сочинение на тему капитанская дочка
  3. Сочинение про маму
  4. Дубровский благородный разбойник сочинение
  5. Что такое счастье сочинение?
  6. Сочинение Тарас бульба 7 класс
  7. Русский язык сочинение
  8. Сочинение на тему первый снег
  9. В чем состоит трагедия жизни Обломова
  10. На поле куликовом анализ
  11. Сочинение на тему Евгений Онегин
  12. Образ Пугачева в повести капитанская дочка
  13. Письмо маме
  14. Антисочинение ру
  15. Мои увлечения сочинение
  16. Сочинение Полтава
  17. Описание мамы
  18. Тема любви в отцы и дети
  19. Характеристика павлуши
  20. Образ Татьяны в романе Евгений Онегин