А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Деловой Петербург в романе «Обыкновенная история» - сочинение




И. А. Гончаров, на мой взгляд, является писателем, который быстрее других понял изменения русской жизни, связанные с проникновением в старый патриархальный уклад западных буржуазных веяний. Писатель много путешествовал, а потому очень хорошо узнавал приметы капиталистического общества, которые появлялись в современной ему России. Автор «Обыкновенной истории» сознавал, что разрушение феодального уклада является закономерным следствием всего послепетровского периода развития русской истории, что деловитость, предприимчивость отозвались в России, с одной стороны, развитием промышленности и торговли, науки и рационализма, с другой — гипертрофией бюрократической администрации, тенденцией к «выравниванию» личностей, к маскировке их единообразием мундиров.

Деловой и деятельный административно-промышленный Петербург в романе «Обыкновенная история» противостоит застывшей в феодальной неподвижности деревне. В деревне время помещиков отмечается завтраком, обедом и ужином, сезоны — полевыми работами, благосостояние — запасами продовольствия. В Петербурге весь день размечен по часам, и каждому часу соответствуют свои труды: занятия на службе, на фабрике или вечерние «обязательные» развлечения: театр, визиты, игра в карты. И. А. Гончаров сумел понять, что Петербург и провинция, а в особенности деревня, — это две социально-культурные системы, два органически целостных мира и в то же время две исторические стадии состояния общества. Переезжая из деревни в город, Александр Адуев переходит из одной социальной ситуации в другую, и само значение его личности в новой системе отношений оказывается неожиданно и разительно новым для него. В своем имении, в своих деревнях Адуев — помещик, «молодой барин» — независимо от своих личных качеств фигура не только значимая, выдающаяся, но уникальная, единственная. Жизнь в этой сфере внушает красивому, образованному, способному юному Дворянину мысль, что он «первый в мире», избранник. Присущие молодости и неопытности романтическое самосознание, преувеличенное чувство личности, веру в свою избранность Гончаров связал с феодальным укладом, с русским крепостническим провинциальным бытом. Именно разоблачение романтизма особенно высоко ценил в «Обыкновенной истории» Белинский: «А какую пользу принесет она обществу!

Какой она страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму!»

Точно в «маленьком зеркале», в первом романе И. А. Гончарова нашла свое отражение «историческая ломка» — переход от феодального общества с его патриархально-семейным бытом и соответствующими идеалами к буржуазному укладу. Крепостная деревня, барское поместье рисуются как идеальное в своей неподвижности, раз навсегда отлившееся воплощение феодальных отношений. Петербург — как образ нового, европеизированного, но по своим формам характерного для русской государственности буржуазного общества.

И. А. Гончарову очень важно было нарисовать в образе Петра Адуева подобное, хоть еще тогда и редкое, совмещение чиновничьей карьеры и капиталистического предпринимательства. В этом он видел возможность лаконично и выразительно передать суть Петербурга, его историческое значение в социальном и политическом прогрессе. И. А. Гончаров не был склонен к идеализации современного пути развития русского общества, а тем самым и героя, представляющего это развитие. Авторская симпатия в романе заменена другим: исторической и социальной закономерностью, необходимостью позиции героя. Называя свой роман «Обыкновенной историей», И. А. Гончаров с иронией, сочувствием и грустью констатировал, что приобщение человека, претендовавшего в начале своей жизни на исключительность, к современному стереотипу исторически и социально предопределено. Приобщившийся к требованиям «века» Адуев-дядя объясняет провинциальному племяннику «условия игры», без соблюдения которых невозможен жизненный успех. Бурно сопротивляясь советам и требованиям дяди, Александр вынужден в конечном счете следовать им, ибо в мнениях дяди нет ничего индивидуального — это веления времени. Потеря героем «Обыкновенной истории» многих неоценимых душевных качеств — простодушия, искренности, свежести чувства — сопровождается его ростом, прогрессом, перемещением в высшие слои общества и не просто карьерным, но и умственным усовершенствованием, закалкой воли, расширением опыта, подлинным, а не мнимым повышением его социальной ценности.


 
Особенность формирования героя И. А. Гончарова состоит в преодолении романтического идеала, приобщении к суровой деловой жизни. История героя оказывается отражением исторически необходимых изменений общества. Рационализм, утилитаризм, уважение к труду, стремление к успеху, чувство долга по отношению к делу, избранному в качестве профессии, самодисциплина и организованность, подчинение рассудку, а мысли — конкретным и ближайшим целям, чаще всего интересам службы или другой трудовой деятельности, — таков идейный, нравственный и бытовой комплекс, характеризующий типическую личность петербургского периода, а также уклад жизни и нравы Петербурга, наиболее «современного» и европеизированного города России середины XIX в. Подвергая каждый поступок, каждое желание и каждую декларацию племянника суду логики, проверке житейской практикой и критерием пользы, Адуев-старший проявляет нетерпимость к фразе и постоянно рассматривает слова и поступки Александра на фоне опыта других людей. Он приравнивает его ко всем и как бы приглашает принять участие в соревновании между множеством ему подобных жителей Петербурга. Даже от искусства он требует высокой профессиональности и не понимает дилетантизма, занятий литературой, музыкой, сочинения стихов в порядке самовыражения. Александр Адуев потрясен требованиями дяди, он усматривает в них обесценивание личности. Итак, И. А. Гончаров отмечает прогрессивные черты новой культуры, он указал и на потери, возникающие при подчинении ее законам всех сфер жизни. Тупик, к которому приходит Петр Иванович Адуев, как и у современных деятельных и одаренных людей в буржуазном обществе, возникает отчасти потому, что все личные отношения, в том числе и семейные, оказываются только придатком к «делу» — службе, карьере, предпринимательству и денежным интересам. Адуеву-младшему предначертан путь, во всех деталях повторяющий дорогу, пройденную дядей. Рок, который толкает его на этот путь (казалось бы, Александр не честолюбец, не алчен, не жаждет денег и может спокойно без особых усилий иметь все жизненные удобства в своем наследственном имении), — историческая необходимость. В неосознанном, но непреодолимом стремлении Александра уехать из деревни в неведомый и страшный Петербург и в его втором возвращении в столицу после бегства в деревню, где он хотел укрыться от ударов и разочарований петербургской жизни, отражена историческая неотвратимость изменения жизни. Матери Александра — «старосветской» помещице — во сне сын является добровольной жертвой, человеком, бросающимся в омут. Так аллегорически изображается неизбежность, которая должна подвигнуть Россию на вхождение в новые, непривычные и несвойственные ей отношения. Произведения Ивана Александровича Гончарова отличают неторопливость повествования, мягкая, едва уловимая ирония автора и его интерес к повседневной бытовой жизни помещиков, которая показана вне социально-политических конфликтов; писатель исследует нравственно-бытовые противоречия. При этом мы не чувствуем авторской оценки изображаемого. Медленно текущая повседневная жизнь героев как бы говорит сама за себя. В характерах людей писатель особенно ценил трезвость мысли и стремление к практической деятельности, основанной на опыте и реальных знаниях, отвергая всякую мечтательность, в том числе романтику. В романе «Обыкновенная история» писатель развенчивает восторженного романтика Александра Федорыча Адуева, молодого человека, приехавшего в Петербург «людей посмотреть и себя показать». Чувства свои он выражает бурно, чем приводит почти в ужас дядюшку Петра Иваныча Адуева: «Ах, дядюшка! как мне благодарить вас за... заботливость? И он опять вскочил с места с намерением словом и делом Доказать свою признательность. — Тише, тише, не трогай! — заговорил дядя... Александр увидел, что ему, несмотря на все усилия, не удается в тот день ни разу обнять и прижать к груди обожаемого ДЯДЮ, и отложил это намерение до другого раза». Александр избалован и изнежен матерью и многочисленны- Ми няньками, ему невдомек, что в мире «взрослых» следует Держивать эмоции, чтобы не выглядеть смешным. У Александ- Ра «масса прожектов», но дядя предлагает этой «бумагой» обклеить что-либо в доме, племянника он устраивает в департамент на должность переписчика бумаг. Александр знает Французский, немецкий и немного английский языки, в этом дядя видит больше прока, чем в бесплодных мечтаниях. Петр Иваныч поставляет Александру сельскохозяйственные для перевода. Адуев-младший очень недоволен своей работ разве об этом он мечтал? Дядя же в восторге: «Не прошло месяца, а уж со всех сторон так на тебя и льется. Там тысяча рублей, да редактор обещал сто рублей в месяц за четыре печатные листа: это ведь тысячи двести рублей! Нет! Я не так начал!.. Напиши же матери, что ты пристроен». Александр уже перестал бросаться дядюшке на шею, теперь пришла к нему «неземная любовь» в образе Наденьки Любецкой Но Александр терпит неудачу в любви. Горячо обожаемая Наденька предпочитает титул и деньги графа Новинского страстному чувству Адуева. Убитый горем племянник ищет утешения у Петра Иваныча, которому трудно понять печали Адуева-младшего. « — Что с тобой? Не проигрался ли ты, или не потерял ли деньги? — с живостью спросил Петр Иваныч. — Вы никак не можете представить безденежного горя? — отвечал Александр, стараясь улыбнуться. — Что ж за горе, если оно медного гроша не стоит...» Дядя догадывается, что Александр отвергнут Наденькой. Он напоминает, что предупреждал, да племянник не хотел слушать. Адуев-старший дает хороший урок Александру: «Не надо было грубиянить, избегать его (соперника) и делать ему гримасы, а напротив, отвечать на его любезность вдвое, втрое, вдесятеро... Наденьку... не раздражать упреками, снисходить к ее капризам, показывать вид, что не замечаешь ничего... Не надо было допускать их сближения до короткости... а между тем тихомолком вызывать в глазах ее соперника на бой... открывать и поражать слабые стороны соперника так, как будто нечаянно, без умысла, с добродушием... даже с сожалением... показать, что новый герой... так себе... — вот настоящая дуэль в нашем веке! Да где тебе!» Но Александру противны все эти «презренные хитрости». Не выдержав испытание настоящей, а не выдуманной жизнью, он возвращается в деревню. Во второй приезд в Петербург Александр Федорыч понимает. что «человеку везде, а здесь в особенности надо работать, и много работать, даже до боли в пояснице... цветов желтых нет, есть чины, деньги: это гораздо лучше!» Он переродился, стал опытнее, "завел" богатую невесту, уже не важно, любит или нет она его. Больше того, Александр осуждает дядю, бросающего карьеру и дело, ради здоровья любимой жены уезжающего в Италию - Племянник превзошел дядю. Почему романтический герой встал крепко на ноги, увидя опору в деньгах, а практичный спасает ради жены, чтобы продлить ее жизнь. Что думает он молчит! Ожидая нашего собственного решения. Его дело было талантливо показать жизнь, он это сделал, а как каждый решает самостоятельно. быть»





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Деловой Петербург в романе «Обыкновенная история». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Обыкновенная история > Деловой Петербург в романе «Обыкновенная история»
Обыкновенная история

Обыкновенная история


Сочинение на тему Деловой Петербург в романе «Обыкновенная история», Обыкновенная история