А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Проблематика одного из произведений А И Солженицына («Один день Ивана Денисовича») - сочинение


Рассказ «Один день Ивана Денисовича» был написан А. Солженицыным в 1959 году. Жанр рассказа привлекает писателя: «В малой форме можно очень многое поместить, и это для художника большое наслаждение — работать над малой формой. Потому что в маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя». «Один день...» задуман автором на общих работах в Экибастузском лагере зимой 1950/51 года. А в 1959 году Солженицын написал его за месяц под названием «Щ-854 (Один день одного зэка)». Рукопись Солженицына передал в издательство его лагерный друг — Лев Копелев, который был лично знаком с Твардовским, передал со словами: «Лагерь глазами мужика, очень народная вещь». Рассказ вышел в свет в 1962 году в 11-м номере журнала «Новый мир».

Жизнь в лагерях была настолько однообразна, что достаточно описать всего один день зэка в мельчайших подробностях, и в нем отразилась бы вся жизнь лагеря. Меня ужаснуло в описании этого дня то, к чему притерпелись, что не считалось катастрофой. Солженицын не ищет потрясающего сюжета, он рассказывает о лагере как о чем-то давно и прочно существовавшем, совсем не чрезвычайном, имеющем свои правила выживания, свой фольклор, свою дисциплину. Любая подробность в рассказе буднична и символична, она отобрана событиями, происходящими многие годы в лагере. Отобран и жанр, ставший событием после публикации рассказа. Не случайно мелькают выражения: «как всегда», «никогда не проспал подъема», ими автор показывает будничность происходящего. Отношения в лагере подчинены лагерной иерархии. У лагерного начальства отсутствуют фамилии, имена. Я думаю, этим Солженицын хотел показать, что во всей стране множество лагерей, живущих под командованием таких же администраторов. Между тюремным начальством и заключенными пропасть, отдаляющая их друг от друга. Выжить в лагере — значит «забыть» о том, что сам лагерь — это катастрофа, это провал... Мы видим, что в рассказе как бы два то сливающихся, то разливающихся голоса, два рассказчика, ненавязчиво помогающих друг другу. Вначале мы слышим голос автора, выделяем его точку зрения, его чувства. Перед нами предстает картина быта, фигуры заключенных, мы замечаем, что многое «подсказывает автору соавтор, Шухов». Образ Ивана Денисовича сложился из черт характера солдата Шухова, воевавшего с Солженицыным в Великую Отечественную войну, общего опыта пленников и личного опыта автора, работавшего в Особом лагере каменщиком. Остальные лица — все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями.

Иван Денисович Шухов прежде всего крестьянин, тот самый русский мужик. Ему свойственна рассудительность, он не суетен, въедлив в мелочи жизни, потому что знает, что из них она состоит. Его характер открывается постепенно, когда мы видим, как он стоит как бы безучастно рядом с курящим Цезарем, дожидаясь окурка; ловок в работе; услужлив в отношении к Цезарю; самостоятелен и расчетлив. Автор изучает Ивана Денисовича, «созидает его»,«передает» ему часть своего жизненного опыта: например, знаменитая сцена кладки стены — это явно эпизод биографии писателя. Писатель вживается в характер героя, он перевоплощается в него, говорит его языком.



 
Одним из важных мотивов рассказа является мотив спасения личности. «Вкалываешь на совесть — одно спасение», — говорит Иван Денисович. Шухов любит работать. Когда он кладет стену, мы видим настоящего мастера. Ему не только нравится работать, во время труда он утверждает свою индивидуальность, показывает закаленность своего характера. Описание кладки стены настолько захватывает, что возникает желание оказаться там и научиться этому. И читатель, как и герой, забывает о тяжелой лагерной жизни. Мы узнаем, что Иван Денисович припрятал для себя мастерок, для него оружие труда дороже личных вещей. Болезнь он считает тем, что отрывает его от дела. Когда он заболел, ему было стыдно обращаться в медпункт. Но в лагере царит не труд, а его имитация. «Работа, она как палка, конца в ней два: для людей делаешь — качество дай, для начальника делаешь — дай показуху». Все заключенные стремятся «закосить» — суметь не пойти на работу. Герой не старается их открыто переубедить, но, я думаю, он увлекает остальных зэков своей моральной стойкостью, возвращает им память о добре. Парадоксальным в сцене кладки стены является то, что раскрепощению героев служит самое отчужденное от них — труд и его результаты. Шухов поднимается, вырастает нравственно, непрерывно создает свой невидимый остальным праведнический строй души. Низким для него считается «миски лизать». Герой готов помогать, но не унижаться, переступить через свое «я». Для автора же предел падения низости — «стучать», беречь себя на чужой крови. Шухов трепетно относится к еде. Хлеб для него — святое. Он не может позволить себе есть в шапке, как и бригадир. Авторитет бригадира держится на справедливости, на человечности и на еде. «Сидит он второй срок, сын ГУЛАГа, лагерный обычай знает напрожог». Бригадир в лагере — это все: «хороший бригадир тебе жизнь вторую даст, плохой бригадир в деревянный бушлат загонит... везде его бригадир застоит, грудь стальная у бригадира. Зато шевельнет бровью или пальцем покажет — беги, делай». Работяги и трудяги, шакалы, шестерки и блатари — все они втайне проповедуют один лагерный закон: «Подохни ты сегодня — я завтра». Это общее ставит человека по ту сторону добра и зла. Не допустить себя до этого, если ты хочешь называть себя человеком, — вот задача. Именно такого человека и рисует Солженицын в рассказе. Он обычен. Почему же именно обычный человек становится героем? Я думаю, потому, что мы привыкли в человеке уважать не его самого, а то место, которое он занимает в жизни. Солженицын показал нам героя с другой стороны, где главным является сам человек. Высшее его предназначение — пронести свою душу живой. Именно таким мы видим в рассказе Шухова в мире, где нет устойчивости, где порция горячей баланды приближает к воле, а не попадание в карцер приравнивается к свободе. Человек живет, и до последнего вздоха его сопровождает вера в справедливость. Но что их ожидает дальше?





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Проблематика одного из произведений А И Солженицына («Один день Ивана Денисовича»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Один день Ивана Денисовича > Проблематика одного из произведений А И Солженицына («Один день Ивана Денисовича»)
Один день Ивана Денисовича

Один день Ивана Денисовича


Сочинение на тему Проблематика одного из произведений А И Солженицына («Один день Ивана Денисовича»), Один день Ивана Денисовича