А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Творческая история создания повести «Один день Ивана Денисовича» - сочинение

Повесть “Один день Ивана Денисовича” - сравнительно небольшое по объему произведение. Но оно занимает очень серьезное место в творческой биографии автора. “Эту повесть я написал за 40 дней. Это “отросток” от большой книги о лагерной эпопее, или, скорее, сжатый показ ее”, - скажет писатель в дальнейшем. Написав повесть в 1959 г., А.И. Солженицын решил ее опубликовать. Решение это было смелое, даже в период “оттепели” рассказ о заключенном “предателе родины”, о его товарищах по несчастью вряд ли мог быть встречен легко и просто. Писатель и не ждал этого. Он начал попытки публикации не с целью личной выгоды или славы, а потому что не мог смириться с забвением о тех тысячах и тысячах искалеченных судеб, которые прошли перед его глазами. Публикация этой повести словно делала реабилитацию действительной. Ведь если человек открыто может сказать о том, что он видел и чувствовал в замкнутом пространстве зоны, он становится равноправным членом общества. Тем более, что каяться ему не в чем. Преступлений он не совершал.

Вот с такими мыслями А.И. Солженицын передал рукопись повести в редакцию журнала “Новый мир”. Главным редактором “Нового мира” был тогда А.Т. Твардовский. Прочитав повесть, он не отбросил ее испуганно в сторону, а написал А.И. Солженицыну письмо с приглашением приехать в Москву. Приглашение Твардовского было оценено Александром Исаевичем неоднозначно. Много лет проведший под конвоем человек еще надолго остается настороженным. А вдруг редактор московского журнала приглашает его для того, чтобы сдать властям?

Поэтому все рукописи (а там был и роман “В круге первом”) были спрятаны у верного человека. А вдруг в Москве арестуют и в Рязани (а писатель жил тогда в этом городе) будет обыск? Но не знал тогда еще никому не известный  Солженицын, что Александр Трифонович Твардовский принял боль рязанского учителя как свою, что волна ГУЛАГа прокатилась и по его крестьянской семье: на Соловках погибли отец и два брата. Поэтому и начал А.Т. Твардовский долгие переговоры с властями и, наконец, получил разрешение от Н.С. Хрущева на публикацию повести. И хотя реабилитация невинно осужденных тогда уже прошла (А.И. Солженицын был реабилитирован в 1956 г), а в 1961 г. всенародно был осужден культ личности и его последствия, публикация “Ивана Денисовича” в 1962 г. стала сенсацией. Впервые кто-то прямо и честно не просто сказал, а “показал” лагерную жизнь изнутри. Показал ту жизнь, о которой не то что говорить, а и вспоминать не любили. Повесть перепечатывают более 500 журналов и издательств всего мира. Солженицын становится знаменитым писателем.

    * Перед лицом ушедших былей
    * Не вправе ты кривить душой,  
    * Ведь эти были оплатили
    * Мы платой самою большой,
    * (А. Т. Твардовский “По праву памяти”)


 
Отклики на “Ивана Денисовича” были столь многочисленные и настолько “живые”, что Солженицын в 1963 г. издал на их материале документальную книгу “Читают Ивана Денисовича”. Повесть принесла писателю всемирную известность, но она же и стала причиной особого контроля над ним со стороны КГБ, бесконечных обысков и разгромных критических статей. В русле приема “знакомые незнакомцы” можно спросить у учащихся: в чем, по их мнению, состоит причина столь неусыпного внимания со стороны органов государственной безопасности по отношению к автору книги, повествующей всего об одном, рядовом, ничем не выдающемся лагерном дне обычного заключенного Ивана Денисовича Шухова? Все говорят о силе реализма, о силе правдивого рассказа: “Солженицын, может, и сам не думал, что так выйдет. Он описал быт зоны. А получилось, что в лагерях лучшие люди сидели. А где же тогда те, кто их сажал туда? Это было уже слишком. Вот ему и не простили”. “В этой книге показано все не только про культ личности, а вообще про всю историю тысячелетнюю. Только это потом понимаешь. В КГБ не дураки сидели, они быстро все поняли…”. На этапе пред понимания была также проведена работа над заглавием книги, в русле “авторского напутствия”. Школьникам было сообщено, что писатель первоначально хотел назвать повесть “Щ 854″. А Щ 854 - это лагерный номер заключенного Солженицына. Спрашиваем: “Почему возник такой вариант заглавия?” Все говорят о родстве автора с героями, о том, что в повести говорится о хорошо знакомых автору вещах. “Но почему в дальнейшем вариант заглавия был изменен?” - вновь спрашиваем мы у класса. Постепенно старшеклассники понимают, что от отражения личностных переживаний писатель перешел к показу эпической картинф жизни и стал говорить не только от себя, а от лица многих жертв несправедливостей. А для этого ему нужен бил “типичный герой в типичных обстоятельствах”. Поэтому и показал автор один, ничем не выдающийся, типичный день типичного заключенного Ивана Денисовича. Этап понимания начался с осмысления имени главного героя. Иван Денисович Шухов - имя типичное и простонародное. Трудно найти в дореволюционной и послереволюционной деревне имена более распространенные, чем Иван и Денис. А что касается фамилии Шухов, то здесь можно предложить ученикам “поиск ассоциаций”. Фамилия часто ассоциируется у них с вульгаризмами (которых, учитывая специфику поэтики Солженицына в данном случае, может, и не стоит бояться), а также со словами “шуба” и “тулуп”. В результате “поиска смысла” в имени главного героя старшеклассники приходят к установке на “простоту” персонажа (”такие люди, как Иван Денисович, понятен всем, потому что они на каждом шагу встречаются”, “Шухов - простой мужик, а Солженицын именно такого героя взял”). Да, Иван Денисович - человек весьма заурядный, предками его были простые русские крестьяне, да и сам он всю жизнь был “рядовым”, как колхозником, так и солдатом. Итак, мы приводим школьников к пониманию того, что Шуховых было и есть великое множество. Знакомясь с судьбой одного типичного человека, ми знакомимся с судьбой целого народа в определенную историческую эпоху. Но дело не только в этом. Шухов воплощает в себе психологию целого народа. В сталинских лагерях (и Солженицын это показывает) находились не только русские крестьяне, но и представители интеллигенции, причем самого разного толка, были там и эстонцы, и латыши, и евреи, и украинцы. Но Солженицын на фоне лагерного разноплеменья показывает жизнь именно типичнейшего русского “мужичка”. Подобную тему поднимали многие русские писатели. Тут можно вспомнить крестьянские типы И.С. Тургенева, словно слитые с природой и являющиеся ее неотъемлемой частью, и мужицкую правду, которой поклонялся Л.Н. Толстой, и забитых и униженных мужиков Н.А. Некрасова. Продолжает этот ряд и А.И. Солженицын. Но делает это по-своему. Выводы о особенностях понимания русского характера А.И. Солженицыным все сделают позднее, но представляется немаловажным выделить данный аспект творчества писателя в начале этапа понимания и в дальнейшем набирать материал для его осмысления. В ходе дальнейшего образного постижения представляется уместным пойти “вслед за автором” и “прожить” один лагерный день вместе с Иваном Денисовичем. Повесть начинается с раннего утра, с лагерной побудки. Образное постижение может помочь школьникам “вжиться” в атмосферу барака. Для этого нужно актуализировать различные стороны восприятия при помощи следующей установки: “Вы прочитали повесть. Попробуйте представить себя на барачных нарах в пять часов утра зимним морозным утром. Какие ощущения у вас возникли?” Школьники говорят о физической невозможности такого раннего подъема, да еще в холод. Но тут можно напомнить им о наказаниях, которые ожидали зека, задремавшего больше положенного.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Творческая история создания повести «Один день Ивана Денисовича». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Один день Ивана Денисовича > Творческая история создания повести «Один день Ивана Денисовича»
Один день Ивана Денисовича

Один день Ивана Денисовича


Сочинение на тему Творческая история создания повести «Один день Ивана Денисовича», Один день Ивана Денисовича